Эксперт: «бантики изменений» не спасут ОМС
15.12.2015
00:00
В Госдуме состоялись парламентские слушания Комитета Госдумы по охране здоровья на тему: «Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. Проблемы и перспективы».
Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Фургал представил законопроекты, находящиеся на рассмотрении профильного комитета; в частности, проект федерального закона «О внесении изменений в статью 25 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», который и предложил на рассмотрение присутствующих.
По его словам, законопроект предусматривает увеличение минимального размера уставного капитала страховщика, осуществляющего медицинское страхование, с 60 до 120 млн рублей, для этих целей устанавливается переходный период до 1 января 2017 года.
Председатель ФФОМС Наталья Стадченко поддержала и инициированный Правительством РФ законопроект, и предложение Минздрава России и ФОМС по внесению изменений в нормативные акты РФ, усиливающие ответственность страховых компаний за невыполнение возложенных на них функций в виде расторжения договора о финансовом обеспечении ОМС с лишением права участия на следующий календарный год.
Однако в ходе обсуждения заявленных документов и проблем, с ними связанных, выяснилось практически единодушное неприятие экспертами самой сути системы ОМС, работающей в настоящее время в стране.
— Ни в одной стране мира, использующей социальное страхование здоровья, в нем не участвуют коммерческие страховщики, посредничающие между государством и государственными же лечебными учреждениями, и превратившие социальную идею в коммерческий бизнес на костях. Крупные страховщики МАКС, РОСНО и другие получают огромные прибыли на медицинском страховании, и никакие ваши прибамбасы, никакие ваши бантики изменений в эту систему не внесут, - сказала первый заместитель директора Центрального НИИ организации и информации здравоохранения Юлия Михайлова.
Её позицию поддержал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко, напомнив об ответственности государства за социальную составляющую медицинского страхования и о том, что по существу страховщиком ОМС является именно государство, и предложил создать рабочую группу для детального анализа сложившегося положения.
Директор Института экономики здравоохранения Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Лариса Попович высказала мнение о том, что необходимо разделить социальное и коммерческое медицинское страхование, исключив коммерческих страховщиков из системы ОМС, оставив им только нишу ДМС.
Ведущий научный сотрудник НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Андрей Рагозин обратил внимание на ключевую проблему системы ОМС. По его словам, она не является ни коммерческой страховой, ни социально-страховой, ни бюджетной. Результатом этой «химерности» стали хаос и низкая эффективность системы.
— При этом большинство наиболее развитых стран Европы используют именно бюджетную модель как наименее затратную и наиболее эффективную, — уверен Андрей Рагозин. Он считает предусмотренное законопроектом увеличение уставного капитала страховщиков ОМС лишь инструментом монополизации и «декорацией» существующей системы, при этом у всех основных страховщиков ОМС уставной капитал давно превышает запланированные законопроектом суммы.
— В 98-м году прошла медицинская революция с рейдерским захватом страховщиками, севшими на денежные потоки, — заявил стоявший у истоков организации ФОМС и его первый руководитель Владимир Гришин.
Позиции страхового сообщества защищал топ-менеджер ОАО «СОГАЗ» и одновременно председатель Комитета Межрегионального союза медицинских страховщиков Сергей Плехов. Он настаивал, что система ОМС эффективна и что «без участия страховщиков все развалится».
Депутат Госдумы Лариса Фечина рассказала об ухудшающемся состоянии скорой медицинской помощи при «деятельном участии страховщиков», проиллюстрировав слова результатами проверок деятельности ФОМС Счетной палатой за десять месяцев 2015 года, и предложила перевести «скорую» на прямое бюджетное финансирование, исключив страховщиков, что вызвало шквал аплодисментов в зале.
В ходе дискуссии участники слушаний предложили ужесточить контроль за прохождением средств ОМС через коммерческие банки и высказались за необходимость парламентских слушаний, направленных на улучшение системы ОМС.
Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Фургал представил законопроекты, находящиеся на рассмотрении профильного комитета; в частности, проект федерального закона «О внесении изменений в статью 25 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», который и предложил на рассмотрение присутствующих.
По его словам, законопроект предусматривает увеличение минимального размера уставного капитала страховщика, осуществляющего медицинское страхование, с 60 до 120 млн рублей, для этих целей устанавливается переходный период до 1 января 2017 года.
Председатель ФФОМС Наталья Стадченко поддержала и инициированный Правительством РФ законопроект, и предложение Минздрава России и ФОМС по внесению изменений в нормативные акты РФ, усиливающие ответственность страховых компаний за невыполнение возложенных на них функций в виде расторжения договора о финансовом обеспечении ОМС с лишением права участия на следующий календарный год.
Однако в ходе обсуждения заявленных документов и проблем, с ними связанных, выяснилось практически единодушное неприятие экспертами самой сути системы ОМС, работающей в настоящее время в стране.
— Ни в одной стране мира, использующей социальное страхование здоровья, в нем не участвуют коммерческие страховщики, посредничающие между государством и государственными же лечебными учреждениями, и превратившие социальную идею в коммерческий бизнес на костях. Крупные страховщики МАКС, РОСНО и другие получают огромные прибыли на медицинском страховании, и никакие ваши прибамбасы, никакие ваши бантики изменений в эту систему не внесут, - сказала первый заместитель директора Центрального НИИ организации и информации здравоохранения Юлия Михайлова.
Её позицию поддержал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко, напомнив об ответственности государства за социальную составляющую медицинского страхования и о том, что по существу страховщиком ОМС является именно государство, и предложил создать рабочую группу для детального анализа сложившегося положения.
Директор Института экономики здравоохранения Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Лариса Попович высказала мнение о том, что необходимо разделить социальное и коммерческое медицинское страхование, исключив коммерческих страховщиков из системы ОМС, оставив им только нишу ДМС.
Ведущий научный сотрудник НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Андрей Рагозин обратил внимание на ключевую проблему системы ОМС. По его словам, она не является ни коммерческой страховой, ни социально-страховой, ни бюджетной. Результатом этой «химерности» стали хаос и низкая эффективность системы.
— При этом большинство наиболее развитых стран Европы используют именно бюджетную модель как наименее затратную и наиболее эффективную, — уверен Андрей Рагозин. Он считает предусмотренное законопроектом увеличение уставного капитала страховщиков ОМС лишь инструментом монополизации и «декорацией» существующей системы, при этом у всех основных страховщиков ОМС уставной капитал давно превышает запланированные законопроектом суммы.
— В 98-м году прошла медицинская революция с рейдерским захватом страховщиками, севшими на денежные потоки, — заявил стоявший у истоков организации ФОМС и его первый руководитель Владимир Гришин.
Позиции страхового сообщества защищал топ-менеджер ОАО «СОГАЗ» и одновременно председатель Комитета Межрегионального союза медицинских страховщиков Сергей Плехов. Он настаивал, что система ОМС эффективна и что «без участия страховщиков все развалится».
Депутат Госдумы Лариса Фечина рассказала об ухудшающемся состоянии скорой медицинской помощи при «деятельном участии страховщиков», проиллюстрировав слова результатами проверок деятельности ФОМС Счетной палатой за десять месяцев 2015 года, и предложила перевести «скорую» на прямое бюджетное финансирование, исключив страховщиков, что вызвало шквал аплодисментов в зале.
В ходе дискуссии участники слушаний предложили ужесточить контроль за прохождением средств ОМС через коммерческие банки и высказались за необходимость парламентских слушаний, направленных на улучшение системы ОМС.
Нет комментариев
Комментариев: 0