Счетная палата представила анализ бюджета ФОМС за 9 месяцев
Согласно данным оперативного доклада, по результатам исполнения бюджета фонда текущий профицит (превышение доходов над расходами) составил на 1 октября 10,1 млрд рублей (из-за неперечисления в истекшем периоде 2016 года дотации на сбалансированность в федеральный бюджет). Остатки средств бюджета фонда на лицевых счетах в Федеральном казначействе на 1 января 2016 года составляли 42,1 млрд рублей, на 1 октября – 52,2 млрд рублей.
Как показала проверка, основная часть доходов фонда была обеспечена поступлениями страховых взносов на ОМС работающего и неработающего населения – 58,8 и 38,5% соответственно. На 1 октября поступление страховых взносов на ОМС работающего населения составило почти 708 млрд рублей (69,5% прогнозируемого объема), неработающего населения – 463,3 млрд рублей (75%). При этом динамика поступления доходов от страховых взносов на ОМС работающего населения за три квартала свидетельствует о рисках неполучения в 2016 году прогнозируемого объема доходов. Так, непоступление взносов на ОМС работающего населения может ориентировочно составить около 30 млрд рублей.
Нарушение установленного срока перечисления страховых взносов на ОМС неработающего населения было допущено 40 регионами. Задолженность по перечислению страховых взносов на ОМС неработающего населения числится по трем регионам: Республика Ингушетия – 1,2 млрд рублей, Республика Хакасия – 296,4 млн рублей, Республика Калмыкия – 103,4 млн рублей. В результате Ингушетии и Хакасии субвенции на организацию ОМС перечислены не в полном объеме (на конец отчетного периода суммарный невыплаченный остаток составляет 2,4 млрд рублей), что создает риски реализации там территориальных программ ОМС, неоплаты оказанной медицинской помощи и формирования кредиторской задолженности по заработной плате и оплате расходов медицинских организаций, в том числе на лекарственные обеспечение.
Наиболее сложная ситуация по выплате взносов на ОМС неработающего населения сложилась в Республике Ингушетия, где накоплена задолженность за последние 6 месяцев, а объем доведенной субвенции за январь-сентябрь 2016 года составляет лишь 25% от утвержденного. При этом должных мер со стороны фонда по урегулированию сложившейся в республике задолженности, включая проверку численности неработающего застрахованного населения, не принимается.
Основные расходы ФОМС за указанный период были осуществлены по разделу «Здравоохранение» – 1 193,3 млрд рублей, или 70,7% утвержденных бюджетных ассигнований. Из них 1 091,5 млрд рублей составили субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях регионов, 15 млрд рублей – иные межбюджетные трансферы, направленные в терфонды ОМС на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС; 68,05 млрд рублей – иные межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение оказания ВМП, не включенной в базовую программу ОМС; 5,5 млрд рублей – иные межбюджетные трансферты на предоставление субсидий регионам в целях софинансирования расходов, возникающих при оказании гражданам РФ ВМП, не включенной в базовую программу ОМС. При этом Правительство России планирует уменьшение расходов на ВМП, не входящую в базовую программу ОМС, на сумму 2,4 млрд рублей, в связи с чем существует риск снижения доступности ВМП для граждан России.
Счетная палата также обращает внимание на отсутствие в нормативной правовой базе порядка распределения иных межбюджетных трансфертов на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, между федеральными государственными учреждениями. В результате по регионам установлены различия в применяемых методиках ее распределения. Так, если комиссии по разработке терпрограмм ОМС Волгоградской, Ростовской, Свердловской, Томской, Новосибирской, Нижегородской, Саратовской областей, Приморского края и Санкт-Петербурга в 2016 году распределяли объемы специализированной медицинской помощи между медицинскими организациями на основании оказанных объемов за 2015 год, то Комиссия по разработке терпрограммы ОМС Москвы делала это только на основании данных за первое полугодие 2016 года, не учитывая ни их реальной потребности, ни объемов, выполненных этими медорганизациями в 2015 году. Учитывая, что в соответствии с актом Правительства России в основу распределения иных межбюджетных трансфертов заложены фактически оказанные объемы медицинской помощи за 2015 год, распределение объемов специализированной медицинской помощи (включая ВМП) только на основе данных первого полугодия 2016 г., как это было сделано Комиссией по разработке терпрограммы ОМС Москвы, представляется необоснованным и ограничивает возможности федеральных учреждений по предоставлению медицинской помощи пациентам.
Нет комментариев
Комментариев: 0