Эксперты предлагают Минздраву определить национальную модель развития здравоохранения
- Опыт реформ последнего десятилетия показал, что решение проблем в отрыве от всей системы здравоохранения, оказалось неэффективным. Сегодня перед нами стоит главная задача - определить национальную модель здравоохранения, некий базовый перечень принципов, на которые мы ориентируемся при решении тех или иных задач. Мы должны понимать, что не можем оплатить лечение всех болезней, а значит, надо четко определить границы того, что мы можем обеспечить в рамках конституционного законодательства, - заявил глава Комитета по охране здоровья Госдумы РФ Сергей Калашников.
Главной ошибкой реформаторов последних лет эксперты считают переход на одноканальное финансирование. По мнению большинства участников мероприятия, целесообразность такого подхода к финансированию медицины с учетом климатических и географических особенностей России крайне спорна.
- В нашей стране нет условий для развития страховой модели, она не может обеспечить содержание медицинских учреждений в населенных пунктах в городах с небольшой численностью населения и в сельской местности, - считает заведующий лабораторией НИИ общественного здоровья Андрей Рогозин. - И сейчас, по мере перехода на одноканальное финансирование, мы уже наблюдаем падение доступности даже простых видов помощи во многих регионах. Мировой опыт стран, которые близки к России, показывает, что сегодня они ориентированы на развитие бюджетно-социальной модели, в какой-то мере даже заимствуя советский опыт.
С аналогичной оценкой ситуации выступил вице-президент Российской медицинской ассоциации, член Комитета гражданских инициатив Юрий Комаров. По его словам, самым большим недостатком существующей сегодня системы обязательного медицинского страхования является то, что все ее участники - медучреждения, фонды, поликлиники - заинтересованы в увеличении числа больных, тогда как государство, напротив, заинтересовано в увеличении числа здоровых.
Оптимальной для российского здравоохранения, как он считает, будет государственно-бюджетная модель, основой которой могут стать контракты на оказание медицинской помощи между органами управления здравоохранением и медицинскими учреждениями. Следует отказаться, по оценкам профессора, и от программы государственных гарантий.
- Нам надо отказаться от программы госгарантий, потому что она ничего не гарантирует. Я провел анализ программы за прошлый год и пришел в ужас! Сколько субъектов Федерации, столько и систем здравоохранения с колоссальными отличиями в финансировании по каждому виду медицинской помощи, - заявил он.
Наиболее результативной в оптимизации структуры расходов на медицинскую помощь при существующем уровне затрат, по мнению экспертов, может стать усиленная концентрация ресурсов не столько на лечении уже заболевших пациентов, сколько на превентивных мерах.
- Мы сегодня развиваем модель, ориентированную на заболевшего человека и делаем акцент на высокотехнологичную медицинскую помощь. Но при экстенсивном бюджете, если возникнет дефицит, такая система рухнет. Лучше ориентироваться на менее затратную модель максимально раннего оказания помощи, где важно не дать человеку заболеть. И тут станет понятно, на каких расходах концентрироваться в первую очередь. Важным условием при таком подходе является введение юридической ответственности пациента за свое здоровье, - отметил директор НИИ урологии Олег Аполихин.
Нет комментариев
Комментариев: 0