Главный нефролог Минздрава Евгений Шилов: «Специфических симптомов у ХБП нет»

04.07.2025
10:01
С принятием резолюции ВОЗ хроническая болезнь почек (ХБП) получила шанс стать социально значимым заболеванием. Главный внештатный специалист-нефролог Минздрава России Евгений Шилов рассказывает о том, каковы причины его развития и как грамотно выстроить его профилактику.
Фото: sechenovclinic.ru

В мае этого года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) впервые приняла резолюцию, касающуюся хронической болезни почек, тем самым признав важность борьбы с этим заболеванием для всех стран мира. По статистике ВОЗ, сегодня от ХБП страдают примерно 674 млн человек, или 9% населения земного шара. Темпы распространения болезни одни из самых высоких, и, согласно прогнозам ВОЗ, к 2050 году хронические заболевания почек займут пятое место среди основных причин смертности на планете.

Важно отметить, что Россия активно участвовала в подготовке к голосованию и поддержала резолюцию. Этому предшествовала беспрецедентная совместная работа Минздрава, Национальной медицинской палаты и Комитета по охране здоровья Госдумы РФ по выработке государственной позиции. В ходе этой работы на всех уровнях (законодательном, общественном, исполнительном) возросло осознание важности проблемы ХБП, ранее недооцененной и в самой России.

В нашей стране от ХБП страдают около 15 млн человек, и, как и в мире, без принятия мер эта цифра будет только расти. Основные факторы риска развития ХБП включают артериальную гипертензию (особенно в молодом возрасте), сахарный диабет 2-го типа и ожирение. По данным разных источников, от 20 до 40% пациентов с артериальной гипертонией также имеют ХБП, а более одной трети людей с сахарным диабетом 2-го типа страдают от этой болезни.

Специфические симптомы ХБП отсутствуют, и, как следствие, 90% людей не знают о своем диагнозе. У каждого второго пациента болезнь диагностируется, когда скорость клубочковой фильтрации падает до 60—30%. В этом состоянии человеку жизненно необходима заместительная почечная терапия (диализ или трансплантация почки), что создает значительное бремя для государственного бюджета. По расчетам отечественных фармакоэкономистов, ХБП может «стоить» до 25% бюджета здравоохранения в России (для сравнения: в США — 27%). Однако самое важное — ХБП вносит огромный вклад в преждевременную смертность.

Хроническая почечная недостаточность начинается со 2-й стадии ХБП, а 5-я стадия требует заместительной почечной терапии. Однако до этой стадии доживает только 1 из 30 больных; остальные умирают от инсультов и инфарктов, поскольку ухудшение одного состояния приводит к ухудшению другого. У пациентов с хронической сердечной недостаточностью сердце не может перекачивать достаточный объем крови.

Общая задача всех систем здравоохранения, обозначенная в резолюции ВОЗ, заключается в профилактике заболевания и раннем выявлении ХБП. Такой подход лежит в основе стратегии лечения хронической болезни почек, утвержденной Минздравом.

Превентивный подход позволяет вовремя подобрать необходимую терапию, предотвратить преждевременную смертность и дожить до диализа или трансплантации почки. Особенность течения хронической болезни почек заключается в том, что угасание почечной функции необратимо. Восстановить работу больных почек, к сожалению, невозможно. Однако при своевременном начале лечения можно отсрочить необходимость в диализе или трансплантации, тем самым предотвратив инвалидизацию пациента и сохранив его привычный образ и качество жизни.

Своевременный прием лекарств, регулярные профилактические осмотры и сдача анализов группами населения с повышенным риском ХБП позволят предотвратить распространение заболевания и снизить его вклад в общую смертность.

 

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.