Эксперт назвал основные тренды импортозамещения для медицинских строек

После введения западных санкций многие производители лифтов, вентиляционных и инженерных систем ушли из России. Сейчас эти ниши пытаются заместить китайские компании. Среди них есть производители из премиум-сегмента — их продукция по параметрам выглядит неплохо и стоит ненамного дешевле, чем европейская, но так как опыта ее использования и эксплуатации у отечественных строителей немного, настороженное отношение к китайским брендам сохраняется, рассказал в интервью «МВ» генеральный директор ГК «Хоссер» Сергей Фурманчук.
По его словам, пока непонятно, как поведет себя это оборудование через восемь—десять лет. В производстве вентиляционного оборудования высокого качества турецкие фирмы опережают отечественные компании, но при реализации контрактов «возможно всякое, включая срыв сроков и несоответствие доставленных позиций оговоренным в заказе техническим требованиям», отметил он. Лифты для больниц сейчас закупаются в основном либо российского, либо белорусского производства.
В плане импортозамещения медоборудования ситуация очень разная. Если с аппаратами для диагностики онкологии — ПЭТ-КТ, ОФЭКТ, гамма-камер — удалось приспособиться и найти лазейки для параллельного импорта, то с оборудованием для гемодиализа, искусственной почки, Россия по-прежнему зависит от таких компаний, как Fresenius (Германия) и Nipro (Япония). «Китай пытается занять нишу, но специалисты-нефрологи и пациенты не очень рады их оборудованию. Из российского пока на выставках показывают только макеты», — отметил Фурманчук.
Основные поставщики аппаратов искусственного кровообращения для кардиохирургии тоже из Германии: Stockert и Maquet. Есть также зависимость от поставки расходных материалов к ним — оксигенаторов. Плюс техника иногда ломается, отсюда долгие простои в ожидании запчастей, пояснил эксперт.
В конце января российская компания «Электрон» зарегистрировала ангиографический комплекс АКР «Эксперт». Но производители комплектующих для него — из Германии, США, Японии, Китая, Кореи, Нидерландов, Канады, Тайваня, Бельгии и др. То есть если хоть кто-то из них завтра откажет в поставках, производство встанет. Оживились отечественные производители оборудования для реабилитации, но пока они проигрывают по качеству западным, рассказал Фурманчук.
С основными строительными и отделочными материалами, по его словам, проблем нет — их производят в России. Например, HPL-панели из пластика высокого давления для внутренней отделки операционных и модули «чистых» помещений, в которых до 90% комплектующих российские. Другое дело, что у отечественных компаний есть проблема обеспечения качества при серийном производстве. То есть неплохо получается делать небольшие партии, но как только начинается запуск в массовое производство, производителю удержать стабильное качество тяжело.
Главная проблема сегодня — невозможность перечисления средств в банки ЕС или США. Из-за санкций деньги туда из России уходят только через третьи страны — Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, и у компаний, которые имеют таких партнеров на пространстве бывшего СНГ, нет особых сложностей. При этом даже европейские товары, за исключением отдельных «узких» сегментов, привезти можно, тут проблемы в основном связаны со сроками поставки и стоимостью, добавил Фурманчук.
Западные санкции усложнят процесс строительства и оснащения объектов здравоохранения, отмечал министр строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Михаил Волков в 2022 году. На импортное оборудование приходится половина стоимости медицинских строек. По словам Волкова, зависимость от зарубежных поставщиков в этой сфере гораздо выше, чем в остальных.
Нет комментариев
Комментариев: 0