Эксперты считают нецелесообразным распространение правила «второй лишний» на медтехнику
Участники рынка медицинских изделий опасаются рисков, связанных с ужесточением регулирования госзакупок. Производители отмечают недостаточность проработки методических рекомендаций и отсутствие необходимых для полноценного функционирования системы подзаконных актов. При этом, как показало исследование международной компании PBN H+K Strategies, эксперты считают, что политика импортозамещения оправдана и направлена на укрепление национальной безопасности.
Что происходит на рынке МИ
В 2020—2021 годах в России были введены дополнительные правила госзакупок медизделий по федеральным законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. Постановление правительства № 2013 предполагает установление минимальной ежегодной квоты на закупки 20 МИ российского происхождения по закону № 223-ФЗ, а постановление № 2014 устанавливает минимальную ежегодную квоту на госзакупки 32 профилей МИ из ЕАЭС по закону № 44-ФЗ. Кроме того, постановлением № 878, вступившем в силу 31 августа 2021 года 30 видов медоборудования переведены под правило «второй лишний». Таким образом, если в госзакупке участвует хотя бы один поставщик медизделий из стран ЕАЭС, остальные заявки с предложениями импортного медоборудования отклоняются. При этом предполагается, что до конца 2022 года будет действовать упрощенный порядок подтверждения производства МИ на территории ЕАЭС, а изначальный перечень оборудования будет расширен до 44 за счет аппаратов высокочастотной и низкочастотной терапии. |
В качестве основного тренда на рынке медизделий все респонденты назвали импортозамещение. Многие отмечают положительное влияние нацпроектов «Здравоохранение» и «Демография». Препятствием для их реализации может стать повышение стоимости закупаемого оборудования вследствие нарушения конкурентной среды.
Исследование PBN H+K Strategies проводилось с августа по ноябрь 2021 года методом экспертного опроса. Специалисты провели больше 20 развернутых интервью с экспертами в сфере здравоохранения и представителями отрасли. |
По словам опрошенных, на российском рынке преобладает импортная продукция, особенно в верхнем ценовом сегменте высокотехнологичного оборудования. Но отечественные производители добились определенных успехов в отдельных сегментах медизделий менее дорогостоящих. При этом они в основном просто копируют продукцию зарубежных компаний.
Возможные риски
Эксперты считают, что потребитель — госзаказчик — должен иметь возможность выбрать из всего спектра предложений, а отечественная медтехника из-за недостаточно широкого применения еще требует «обкатки», но есть риск того, что «за этой «обкаткой» может стоять жизнь пациента.
Президент Российского общества рентгенологов и радиологов (РОРР) Валентин Синицын в ходе презентации исследования PBN H+K Strategies отметил, что пока проблема ущерба для врачей и пациентов не стоит, но может возникнуть. «Я вижу два варианта: либо мы исключаем оборудование для лучевой диагностики из этой нормы, либо определяем классы медицинских приборов для лучевой диагностики, где оно применимо и работает», — заявил он. По словам эксперта, введение подобных ограничений должно быть тщательно продумано и обсуждаться с медицинским сообществом.
Ключевые риски, связанные с ужесточением правил госзакупок МИ
Источник: исследование PBN H+K Strategies
В большей степени возможными срывами поставок медизделий и рисками потенциального снижения характеристик оборудования обеспокоены профессиональное медицинское сообщество и пациентские организации. По мнению их экспертов, недостаточно проработанные меры могут привести к росту инвалидизации населения и частичному технологическому отставанию российской системы здравоохранения.
Большинство опрошенных опасаются появления дополнительных барьеров для развития отрасли. По их мнению, политика ужесточения правил госзакупок МИ, может создать барьеры для внедрения новейших решений, позволяющих оказывать более качественную медицинскую помощь. Недоступность последних образцов высокотехнологичной медтехники может негативно отразиться и на научно-исследовательской работе в стране.
Эффекты для системы здравоохранения
Источник: исследование PBN H+K Strategies
Сложности и последствия
Производители медизделий не готовы к глубокой локализации производства МИ в России в связи с недостатком материально-сырьевой базы. Иностранные копании считают также экономически нецелесообразной локализацию широкого перечня видов медицинского оборудования без существенных стимулирующих мер. Российские производители указывают на невозможность запуска или резкого увеличения производства в сжатые сроки из-за ограничений в сырье, логистике, оборудовании, администрировании производственных процессов и обученном персонале. К тому же существенная доля комплектующих поставляется из-за рубежа, в связи с чем они могут столкнуться с проблемами при получении сертификата СТ-1 и баллов локализации.
Эффекты для отрасли
Источник: исследование PBN H+K Strategies
Помимо этого, представители индустрии указывают на ограниченность сроков исполнения требований о квотировании государственных закупок определенных видов медизделий и техники (постановления № 2013 и № 2014). При этом большинство экспертов уверены, что пробелы в методических рекомендациях и отсутствие подзаконных актов могут потенциально привести к срыву закупочных процедур.
Как рассказал «МВ» исполнительный директор ассоциации международных производителей медтехники IMEDA Сергей Ванин, правило «второй лишний» уже привело к проблемам при проведении торгов. Из-за отсутствия разрешительного механизма на закупку не имеющего аналогов в России импортного оборудования, разработкой которого занимается Минпромторг, с конца августа государственные медучреждения не могут закупить необходимое оборудование.
«На одной чаше интересы развития отечественной промышленности, на другой — системы здравоохранения. Сейчас нам начинают писать компании, что в регионах приостанавливаются закупки, потому что больницы не знают, как получить разрешение. До прояснения ситуации они не закупают технику», — сообщил Ванин. По его словам, медучреждения уже обращались с письмами в Минпроторг, но ответа не последовало.
Директор ассоциации подчеркнул, что «распространять правило «второй лишний» на медтехнику нецелосообразно», и нужно выводить МИ из постановления № 878. Он допускает, что имеющиеся ограничения приведут к перераспределению рынка сложной медицинской техники между международными игроками в пользу менее функциональных устройств. «Будут выигрывать те, кто поставляет более дешевую и более простую с функциональной точки зрения технику», — уверен Ванин. Однако на данный момент постановление несет сложности только для госзаказчиков, уточнил он.
Предложения участников ранка МИ
В качестве мер, способных оказать положительный эффект на рынок медизделий и систему здравоохранения, участники исследования назвали углубление межведомственного диалога при разработке мер по регулированию. При этом представители индустрии считают более оптимальным внедрение стимулирующих мер, направленных на поддержку локализации, а не принуждение к ней. Они отмечают, что конечная стоимость локализованной продукции становится зачастую выше стоимости импорта за счет небольшого объема при отсутствии гарантии спроса.
Российские производители предлагают упростить механизм допуска инновационных технологий на рынок и стимулировать предприятия РФ инвестировать в разработку новых технологий. Иностранные производители выступают за поэтапное внедрение четких и прозрачных мер по локализации. Первым этапом на этом пути, по их мнению, может стать поддержка крупноузловой сборки в России с тщательной проработкой экономических условий и объективной оценкой имеющейся материально-сырьевой базы и производственных мощностей.
Нет комментариев
Комментариев: 0