Нацмедпалата озаботилась качеством профпереподготовки анестезиологов и хирургов
Нацмедпалата обеспокоена практической реализацией Постановления Правительства РФ № 2351 от 20.12.2022, упростившего механизм профессиональной переподготовки врачей ряда специальностей на анестезиологов-реаниматологов, травматологов-ортопедов и хирургов. Этот документ позволяет допускать к работе на данных должностях после профессиональной переподготовки в объеме 504 часов после обучения в клинической ординатуре и 1296 часов после обучения в интернатуре. Качество такого обучения, в первую очередь получаемых мануальных навыков, вызывает сильные сомнения у специалистов, отмечается в сообщении НМП.
Ситуация обсуждалась на аппаратном совещании организации 27 сентября в связи с тем, что Минздрав до сих пор не определил требования к образовательным организациям, претендующим на проведение обучения в клинической ординатуре по этим специальностям в рамках профпереподготовки. Проекты приказов с программами обучения и переподготовки ранее были размещены на портале regulation, но пока не утверждены. Вице-президент НМП, директор НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского, главный внештатный специалист хирург и эндоскопист Минздрава академик РАН Амиран Ревишвили предположил, что, вероятно, до сих пор не определено, кто, когда и где готовит специалистов, и предложил обратиться в ведомство с запросом.
Член правления Ассоциации врачей Белгородской области, врач-хирург Сергей Николаев отметил, что диплом о профессиональной переподготовке перестал иметь статус государственного документа. Учреждению, которое его выдает, достаточно только лицензии на образовательную деятельность. По словам специалиста, известна масса случаев, когда такое обучение проводится заочно и дистанционно, но практически всегда платно. Кроме того, имеют место случаи продажи дипломов.
«Диплом о профессиональной переподготовке по хирургии в объеме 1296 часов можно приобрести за 35 000 руб. Появились и обращения специалистов с такими документами по поводу проведения первичной специализированной аккредитации. Белгородская аккредитационная комиссия пока такие документы не принимает», — подчеркнул Николаев.
По мнению вице-президента НМП Натальи Аксеновой, без внесения изменений в федеральный закон об образовании ситуацию изменить сложно. Сейчас лицензии на образовательную деятельность выдаются региональными органами власти. При этом механизм профессионально-общественной аккредитации образовательных программ необязательный. Аксенова предложила инициировать широкое обсуждение этого вопроса с заинтересованными министерствами.
Предполагается, что противодействовать некачественной подготовке медспециалистов должен жесткий фильтр при прохождении процедуры первичной и первичной специализированной аккредитации. В Нацмедпалате предлагают также ввести ответственность для членов аккредитационных комиссий за допуск к профессиональной деятельности недостаточно хорошо обученных врачей и разрешить проводить профессиональную переподготовку специалистов только в государственных организациях, либо предоставить НМП возможность контроля за коммерческими образовательными центрами.
Никакой статистики о зависимости плохой подготовки специалистов от формы собственности образовательного заведения нет, то есть речь не обязательно идет о негосударственных учебных центрах, рассказал «МВ» присутствовавший на обсуждении президент Национальной ассоциации негосударственных медицинских организаций, экс-помощник министра здравоохранения РФ Илья Шилькрот. Конкретных решений, по его словам, на совещании не выработано.
«Речь шла о том, чтобы донести до Минздрава нашу озабоченность сложившейся ситуацией. Моя позиция такая же: те, кто выдают дипломы, должны нести ответственность за качество. И если приходит какая-то рекламация от работодателя, что специалист недостаточно обучен, должны быть какие-то санкции — финансовые, организационные. Например, возврат образовательной организацией средств, полученных за некачественное обучение, либо доучивание специалиста. При большом количестве рекламаций должен ставиться вопрос, например, о приостановлении госзадания на обучение», — считает Шилькрот.
В декабре 2022 года правительство разрешило врачам других специальностей работать хирургами, анестезиологами-реаниматологами и травматологами-ортопедами после прохождения курсов профпереподготовки. В зависимости от базовой подготовки длительность переобучения составит от 3,5 до 9 месяцев. В Федерации анестезиологов и реаниматологов России назвали причиной такого решения стремление снизить кадровый дефицит, который усилился в последние месяцы.
В медсообществе обеспокоены планами Минздрава по расширению круга специалистов, которым будут доступны программы профессиональной переподготовки без окончания базовой ординатуры по узкой специальности. Некоторые педиатры назвали инициативу не совсем продуманной, писал ранее «МВ».
Нет комментариев
Комментариев: 1