В Ассоциации медсестер заявили о рисках снижения уровня подготовки среднего медперсонала

28.09.2022
12:54
Укороченная программа среднего профессионального образования может привести к снижению уровня подготовки специалистов, заявили в Ассоциации медицинских сестер России. Там не исключили, что вернуться к трехлетнему циклу обучения вскоре придется из-за потребности в специалистах с высокой квалификацией.
Фото: spbdnevnik.ru

Сокращение сроков обучения по большинству программ среднего профессионального образования (СПО) может привести к общему падению уровня подготовки молодых специалистов со средним специальным образованием, так как освоить базовый объем умений и навыков им придется за меньший срок. Поскольку потребность в квалифицированных кадрах остается высокой, не исключено, что третий год обучения все же вернется в медколледжи, но уже как дополнительное образование. Но не факт, что оно будет бесплатным, сообщил «МВ» исполнительный директор Ассоциации медицинских сестер России (АМСР) Валерий Самойленко.

С 1 января 2023 года вступят в силу новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования. ФГОС по специальности «Сестринское дело» сокращает продолжительность подготовки до 1 года 10 месяцев для окончивших 11 классов. После «девятилетки» придется учиться 2 года 10 месяцев (сейчас 3 года 10 месяцев), при очно-заочной форме — на год дольше. На год сокращен срок подготовки и по другим видам СПО: специальностям «Стоматология ортопедическая», «Стоматология профилактическая», «Лабораторная диагностика» и «Медицинская оптика». Акушерки будут учиться на четыре месяца меньше, чем сейчас, — 2 года 6 месяцев.

Согласно новым ФГОС, получить среднее медобразование можно будет после окончания 9 классов школы. Квалификация фельдшера будет присваиваться по итогам четырех лет обучения по специальности «Лечебное дело».

По сути, мы возвращаемся к советской модели СПО, где обучение после 9-го класса было доступно за счет увеличения его общей продолжительности и включения программы двух последних классов средней школы, пояснил глава АМСР. По его словам, в ходе переговоров с Минздравом и Минпросвещения при подготовке новых стандартов более длительный срок обучения удалось отстоять только для специальности «Акушерское дело», по которой ФГОС тоже изначально планировали сократить до двух лет.

При этом, отмечает Самойленко, практическая система здравоохранения в принципе не удовлетворена подготовкой выпускников колледжей. Трудно предполагать, что при сокращении сроков обучения качество будет лучше, так как наполнение профессионального стандарта никто менять не собирается, а освоить необходимый уровень компетенций потребуется за меньший срок. «Теперь нужно понимать, как развивать систему обучения, чтобы хотя бы не потерять сегодняшний уровень», – считает он.

Все вышеуказанные меры можно было бы рассматривать как аварийные, если бы сокращение сроков обучения сопровождалось утвержденной на федеральном уровне системой ДПО по «узким» направлениям с гарантией его бесплатности для медсестер, отметил Самойленко. «Речь о том, чтобы выпускник имел возможность за два года получить минимальный уровень, достаточный для работы на самых простых должностях, с перспективой профессионального роста. Пока такой стройной системы нет, велика вероятность, что третий год обучения вернется как дополнительное образование. В этом случае финансовое бремя, скорее всего, ляжет на плечи выпускников», — прогнозирует он.

Проблема кадрового дефицита в России связана не с недостатком выпускаемых медсестер и других специалистов с СПО, а с тем, что большой их процент уходит из госмедицины из-за высоких нагрузок и переработок, не пропорциональных зарплатам, считает Самойленко. «В Москве и Санкт-Петербурге кадрового голода нет. Он есть в депрессивных регионах, из которых выпускники предпочитают перебираться в более обеспеченные. Можно пытаться наполнить дырявую бочку не одним решетом, а двумя, результат будет отсроченный, но тот же самый», — резюмировал глава АМСР.

«МВ» направил запрос в Минздрав и Минпросвещения с просьбой прокомментировать, за счет каких дисциплин планируется сократить срок подготовки специалистов, планируется ли более частый контроль качества освоения учебных дисциплин, рассматриваются ли варианты введения полноценного трехлетнего цикла подготовки в рамках ДПО, расценивается ли введение новых ФГОС по медицинским специальностиям, как временная мера для ликвидации кадрового дефицита в отрасли.

В 2021 году медколледжи выпустили 73,4 тыс. специалистов среднего звена. Выпускники со средним медицинским образованием лидируют по успешности трудоустройства среди представителей всех других профессий, выяснили в Центре статистики и мониторинга образования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Трудоустраиваются на первую работу, связанную с полученной профессией (специальностью), 85% получивших дипломы выпускников со средним профессиональным образованием по специальности «Сестринское дело».

В 2021 году эксперты отрасли оценивали дефицит специалистов только в амбулаторном звене в более 90 тыс. работников. По подсчетам «МВ», в 2021 году в медучреждениях в сельской местности не хватало 6,5 тыс. медработников, столько вакантных должностей регионы заявили по программам «Земский доктор» и «Земский фельдшер». Самыми дефицитными специальностями среди врачей были участковый терапевт (минимум 1028 вакансий) и участковый педиатр (минимум 491 вакансия).

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.