Закупка через подотчетных лиц увеличивает риски нарушений и претензий контролеров

04.06.2025
09:23
«Может ли медучреждение компенсировать затраты, понесенные медицинским работником на повышение квалификации?» 
Фото: 123rf.com

Отвечает эксперт службы правового консалтинга «Гарант» Роман Гурашвили:

— С целью исключения рисков нарушений и предъявления претензий органами финансового контроля закупки услуг по повышению квалификации работников целесообразно осуществлять конкурентными способами. В то же время учреждение не лишено возможности осуществить закупку образовательных услуг через подотчетных лиц. Однако такой подход должен быть обоснован, например, отсутствием возможности или нецелесообразностью осуществления конкурентной закупки.

Обоснование вывода

Согласно ст.196 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профобразование работников, если это условие выполнения работниками определенных видов деятельности. В силу п.3 ч.2 ст.73 закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан» медработники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Статья 79 закона устанавливает, что медорганизация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медработников.

Для определения возможности осуществления расходов указанным в вопросе способом следует разграничить понятия «закупка через подотчетное лицо» и «компенсация расходов работника». Компенсации работникам определенных расходов — это не закупка, она обусловлена обязанностью работодателя в силу нормативного документа (см. по аналогии ст.168 ТК РФ). В таких ситуациях работники заключают договоры от своего имени, по правилам, установленным для таких типов договоров. Поэтому, если в указанной ситуации есть нормативный документ (локальный нормативный акт), устанавливающий порядок компенсации таких расходов, тогда в силу обязанности учреждение может осуществлять их компенсацию. В иных случаях речь идет о закупке на нужды учреждения через подотчетных лиц, при этом тот факт, что средства выплачиваются после завершения обучения, не означает, что речь идет о компенсации, установленной нормативным документом.

Действующим законодательством не установлен запрет на приобретение упреждением услуг и товарно-материальных ценностей через подотчетных лиц. При этом независимо от того, выдаются ли средства под отчет или работник оплачивает обучение самостоятельно, в такой ситуации речь идет закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Принимая решение о закупке подобным способом, государственным (муниципальным) учреждениям необходимо проанализировать риски претензий со стороны контрольных и надзорных органов, поскольку отсутствие прямого запрета непосредственно в законах № 44-ФЗ и № 223-ФЗ не означает, что такое решение в полной мере отвечает всем требованиям законодательства РФ.

Для обоснования такой закупки предусмотрен электронный документ — заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема через подотчетное лицо (ф. 0510521) (п.64.50 приказа Минфина РФ № 61н, письмо Минфина РФ № 02-06-06/70843 от 30.07.2024). Но закупка через подотчетных лиц многократно увеличивает риски нарушений и претензий со стороны органов финансового контроля, а также других контрольных и надзорных органов. Дело в том, что такие закупки должны осуществляться в исключительных случаях, то есть тогда, когда невозможно или нецелесообразно проводить конкурентные закупки.

Отдавая в отдельных случаях предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо неэффективно (например, если рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор этого неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере (см., в частности, постановление Семнадцатого ААС № 17АП-1871/24 от 18.04.2024 по делу № А50-15213/2023).

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.