Александр Румянцев: мы должны организовать специальное здравоохранение для пожилых людей

09.10.2025
12:17
В январе 2025 года в России стартовал новый национальный проект «Продолжительная и активная жизнь», который призван улучшить качество жизни людей старшего возраста и создать условия для здорового долголетия. Ставится цель повысить ожидаемую продолжительность жизни в России к 2030 году до 78 лет. Как планируется организовать систему медицинской помощи этой категории населения, какие дополнительные ресурсы потребуется привлечь и почему приверженность здоровому образу жизни и коррекция факторов риска заболеваний зависят не только от врачей, «МВ» рассказал президент НМИЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева, член Комитета Госдумы по охране здоровья академик РАН Александр Румянцев.
Фото: Олега Кирюшкина

– Вы возглавили рабочую группу при профильном комитете Госдумы по медицинскому обеспечению людей старшего возраста. Расскажите про новые законопроекты и инициативы в этой сфере.

– Группа, в которую мы собрали ведущих специалистов-геронтологов и педиатров, создана четыре года назад, чтобы изучить, как в нашей стране организовано медицинское сопровождение и социальная поддержка людей старше 60—65 лет. Эта тема представляет большой интерес, так как наше общество стареет. Например, в Москве доля жителей старше 60 лет превысила 30%. В последние десятилетия в развитых странах люди живут дольше. Поэтому приходится думать, как сделать здравоохранение доступным и эффективным для них.

У человека с возрастом появляется масса заболеваний, таких как гипертония, атеросклероз, метаболические расстройства, сахарный диабет 2-го типа, сердечно-сосудистые и нейрокогнитивные расстройства. Поэтому к лечению данных пациентов невозможно подходить со стандартными клиническими рекомендациями, предназначенными для лечения отдельных нозологических форм.

Мы хотим, чтобы, несмотря на возрастные заболевания, качество жизни человека не страдало и он мог продолжать работать, выполнять свои функции в семье и обществе. Поэтому считаем, что нужно выделить специальную службу для людей старшего возраста, где терапевты, имеющие большой опыт или специально подготовленные для работы с полиморбидными пациентами, будут вести пациентов старше 60 лет. Планируем подготовить законопроект о комплексной медицинской и социальной поддержке людей старшего возраста. По сути речь идет о новом едином стандарте.

– Как он будет работать?

– В идеале мы должны организовать для пожилых людей специальное здравоохранение по аналогии с детским, то есть сформировать единую систему оказания помощи – сейчас эта сфера в исполнительной власти разобщена по функционалам. Нужно создать сеть телемедицинских консультаций в небольших больницах с кардиологами, онкологами, нефрологами, эндокринологами федеральных центров, поскольку возрастные пациенты часто имеют несколько заболеваний.

Разумеется, эти инициативы должны быть подкреплены финансово. Дефицит наполнения территориальных программ ОМС отражается на качестве первичной медпомощи. Поэтому предлагаем создать денежный запас в ТФОМС, который можно направлять на эти цели. Особенно это необходимо в отдаленных и малонаселенных районах, в сельской местности, городах и поселках закрытого типа.

Важнейшее направление, не только общественное и социальное, но и научное – борьба с деменцией. Эта программа уже работает, потому что появились эффективные лекарства, которые помогают корректировать снижение когнитивных функций у пожилых людей.

– Онкозаболевания – вторая по частоте причина смертности в России. Что нужно, чтобы как можно раньше диагностировать рак?

– Именно в старшей возрастной когорте наблюдается наибольшее количество злокачественных новообразований. Нацпроект «Борьба с онкологическими заболеваниями» ощутимо повлиял на обеспечение и оснащение профильной службы. Во всех регионах появились центры амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП), призванные повысить доступность этого вида помощи населению. Создано более 40 центров трансплантации костного мозга.

На следующую пятилетку поставлены амбициозные показатели по снижению смертности и увеличению выживаемости пациентов. Задача сложная, так как одновременно с ростом средней продолжительности жизни увеличивается количество онкозаболеваний – люди «доживают до своего рака». Поэтому нужны особые мероприятия по повышению приверженности профилактическим осмотрам и массовый охват скрининговыми программами людей старше 45 лет. Женщины после 40 лет должны регулярно проходить маммографию.

Заболевания кишечника, в том числе онкологические, часто развиваются бессимптомно. Регулярная инструментальная диагностика помогает предотвратить необратимые последствия для здоровья. Международные рекомендации предписывают проходить колоноскопию один раз в пять лет после 45 лет. Только ранняя диагностика многих видов рака позволяет резко улучшить продолжительность жизни.

Но не все зависит от медицины. Как известно, один из признаков старения – ожирение. Лишний вес – настоящий бич современного общества, так как висцеральный жир вытесняет мышечную массу. Более того, жировая ткань – это продукт, который вырабатывает очень много цитокинов, факторов роста и т.д., которые вызывают так называемое усиление воспаления. Поэтому люди с лишним весом должны понимать дополнительные риски и стремиться к его снижению. То же касается самоконтроля образований на коже, необычных родинок, бородавок, папиллом. Если есть признаки необычного роста этих образований, они должны быть удалены.

– По данным «СОГАЗ-Мед», в последние четыре года в России в два раза выросло число случаев длительной диагностики онкозаболевания, когда срок постановки диагноза занимает больше года. Почему происходят задержки в диагностике, лечении?

– Это не совсем верно. У страховых компаний такие заявления призваны улучшить скрининг онкологических заболеваний. Новый порядок оказания онкологической помощи в России (приказ Минздрава № 116н от 19.02.2021) утвердил четкие сроки маршрутизации пациентов на всех этапах обследования и лечения. В нем прописано, сколько времени должно пройти с момента обращения к врачу первичного звена до того, как пациент должен получить направление к онкологу, на биопсию, и начать получать лечение – на это отводится не больше двух недель. Конечно, какие-то нюансы на местах возможны, но система эффективно работает.

– Что надо сделать для повышения эффективности взаимодействия различных служб, задействованных в системе оказания помощи пациентам старшего возраста? Какие решения нужны в организационном, финансовом плане?

– Нужны массовые доступные программы повышения квалификации для терапевтов. Профпереподготовку по гериатрии должен пройти каждый участковый врач, терапевт или врач семейной практики, так как, чтобы назначать лечение пациентам старшего возраста,

особенно тем, которые имеют несколько сочетанных заболеваний, нужен широкий спектр знаний. Москва уже пошла по этому пути – здесь в поликлиниках принимают пожилых пациентов терапевтыс большим стажем.

Второй аспект – социальный патронаж. Среди людей старшего возраста много одиноких, им нужно помогать организовывать жизнь и быт. Соцработники могут помогать овладеть навыками использования цифровых устройств для мобильного контроля здоровья. Доступные службы социального патронажа должны быть организованы повсеместно.

– Реально ли достичь этих показателей с учетом текущей кадровой оснащенности и инфраструктуры медорганизаций?

– Некоторые регионы уже достигли: Москва, Екатеринбург, Казань, например. Долголетие – это в первую очередь образ жизни: работа, активная жизненная позиция, самоконтроль, внутренняя дисциплина, оптимизм. Во всем этом малую толику занимает здравоохранение, а все остальное зависит от самого человека.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев:

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь