Количество вакансий в телемедицине растет: по данным оказывающих удаленные консультации компаний, конкурс для узких специалистов составляет 100—150 человек на место. Почему врачи выбирают эту сферу и какими навыками должен обладать успешный кандидат, «МВ» рассказал директор департамента клиентского сервиса BestDoctor Георгий Кругликов.
Телемедицина позволяет работать удаленно и порой эта возможность оказывается для врача более значимым фактором, чем размер заработной платы. Как правило, специалисты работают сразу в нескольких местах, и только здесь можно выбрать удобные часы подработки и вести прием, не выходя из дома.
Другой немаловажный плюс телемедицины — высокие шансы столкнуться с интересными медицинскими кейсами и ощутить себя доктором Хаусом. В «телемед» часто обращаются за «вторым мнением», поэтому тут больше шансов встретить, например, волчанку вместо ОРВИ, чем в офлайн-клинике.
Некоторых врачей привлекает IT-составляющая этого направления. В отличие от привычных клиник, здесь они учатся работать с новыми цифровыми технологиями. Кроме того, это возможность вникнуть в «кухню» разработчиков, продактов, проджектов, тестировщиков.
При этом ошибочно полагать, что в телемедицину идут молодые интерны. У студентов слабо сформировано представление о том, с чем им предстоит работать, и на этом этапе они не могут оценить достоинства телемеда. Опытные врачи уже хорошо понимают, каково работать в поликлинике или частной практике, где 40—50 приемов в день считается нормой. Они охотно идут в телемедицину, которая позволяет работать в удобном режиме и выйти на work-life balance.
Можно выделить следующие преимущества работы в телемедицине:
|
В телемеде обычно две модели оплаты труда: за консультацию и за отработанные часы. Первый вариант предлагается «узким» специалистам, а почасовая оплата — терапевтам, которые присутствуют на линии круглосуточно и отвечают на срочные вопросы.
Ставка в телемедицине в 1,5 раза ниже, чем в столичных клиниках, в регионах же разницы по деньгам практически нет.
Из-за онлайн-формата огромную значимость приобретают коммуникативные навыки. В частности, врач должен уметь задавать открытые вопросы, слушать пациента и доносить информацию о его здоровье и методах лечения в доступной форме. Последнее крайне важно: человек не должен бежать за словарем медицинских терминов после консультации. К сожалению, в чатах эта проблема встречается часто: врачи пишут так, будто делают медицинские заключения для коллег.
Диалог врача с пациентом должен строиться на равных, назидательная манера общения недопустима. Важно понимать, что онлайн- и офлайн-общение отличаются. Во время «живого» приема врачу помогают выразить эмпатию язык тела и тон голоса, в чате же есть только слово, и оно может быть понято неверно.
Специалист всегда должен учитывать контекст. У нас был случай, когда гинеколог отправил пациенту смайлик в знак расположения и поддержки, но женщина восприняла это как насмешку, потому что была погружена в свою проблему и диагноз.
Важно, чтобы кандидат был привержен принципам доказательной медицины. Конкурентным преимуществом будет знание английского языка, потому что такой «телеврач» может посетить онлайн-конференцию или открыть сайт профессиональной ассоциации и узнать новые данные одним из первых.
На что обращать внимание при найме:
|
Одна из самых сложных задач, с которой сталкиваются врачи в телемедицине, связана с преодолением патернализма. Многие специалисты не привыкли к партнерским взаимоотношениям с пациентом, им тяжело дается этот переход. Отсюда возникают проблемы при общении в чате, где деликатность должна быть еще выше, чем при личном взаимодействии. Нельзя критиковать и оценивать образ жизни пациента, даже если за этим кроется попытка побудить к лечению.
Доктор должен научиться чувствовать пациента через экран, чтобы подвигнуть человека заниматься своим здоровьем, не навязывая ему при этом чувство вины.
Перед выходом на работу по телеконсультированию врачи проходят обучение. Часть времени посвящается специфике взаимодействия с платформой, часть — нюансам консультирования в дистанционном режиме и общению с пациентом по Калгари-Кембриджской модели. В частности, специалисту объясняют, как донести сложную информацию, выстроить доверительные отношения и мотивировать больного к лечению.
Важно проверять, комфортно ли врачу находиться в кадре и насколько понятно он пишет рекомендации.
После обучения доктор участвует в нескольких ситуационных кейсах, где имитируется реальная ситуация. Руководитель группы оценивает, как специалист пользуется программой и взаимодействует с клиентом.
Нет комментариев
Комментариев: 0