Анализируй это
На днях пост о затяжных сроках ожидания анализов опубликовала на своей странице в «Фейсбук» фельдшер-лаборант ДГП №130 Владя Горшкова. Публикация, судя по всему, вынужденная. Сотруднице лаборатории пришлось побывать в другой роли и столкнуться с перипетиями своей работы в качестве пациента. «Срок годности» анализов различный. Клинические анализы, биохимия, коагулограмма действительны 10 дней. Допустим, клинические анализы в госучреждениях по ОМС делаются 1-2 дня. А биохимия 10-14 дней! То есть на операцию пациенты не успевают! Что приходится нам, пациентам, делать? Конечно же, идти сдавать анализы за деньги! То есть выходит, что государственные биохимические лаборатории не востребованы нами, пациентами», - пишет она.
По ее словам, все вышеперечисленное приводит к тому, что лаборатории упраздняются, сотрудников сокращают, помещения и оборудование переходят в частные руки. «Допустим, 20 января у моего ребенка плановая операция. Значит, анализ я должна сдать 10 января. А в поликлинике всего два раза в неделю забор крови из вены: понедельник 9 января, мне он не подходит по срокам, и 12 января четверг - готовность анализа к 19-го января маловероятна! Кто виноват и что делать?», - задается вопросом пациентка.
Рейс с задержкой
Сотрудники столичного Департамента здравоохранения, напротив, говорят об улучшении ситуации. Но логистических сложностей не отрицают. «Во всех государственных централизованных лабораториях биохимические анализы выполняются в течение одного дня с момента поступления крови пациентов. То есть результаты готовы на следующий день уже на бланке. Задержка происходит в самих поликлиниках по месту забора биоматериала. Кроме того, пока есть проблемы с доставкой результатов. Пока привезут, пока врач отдаст пациенту... вот так и набираются лишние 5-6 дней», - комментирует ситуацию главный внештатный специалист по клинической лабораторной диагностике, заведующий отделом организации и контроля деятельности лабораторной службы ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы» Александр Цибин.
Количество лабораторий в Москве за три года сократилось почти в два раза, при этом общее количество проводимых исследований практически не изменилось
В 2014 году в Москве был запущен пилотный проект по централизации лабораторной службы. В результате количество лабораторий было сокращено почти в два раза: с 551 до 284. При этом общее количество проводимых исследований практически не изменилось. Сейчас в городе их проводится 566 млн в год.
Цель преследовалась благая: создать трехуровневую систему лабораторной службы амбулаторно-поликлинического звена, переоснастить и укрепить приборную базу, сократить штатное расписание без качественных потерь кадрового состава лабораторной службы. Как результат - повысить доступность лабораторных исследований, включая дорогостоящие и высокотехнологичные. С 2017 года в рамках модернизации лабораторной службы во всех поликлиниках должна появиться электронная система, которая позволит видеть результат анализа пациента непосредственно у врача поликлиники в режиме онлайн, мгновенно после его получения. Следующим этапом, в 2017-2018 году, планируется оптимизировать работу лабораторий стационаров.
На проблемы в лабораторном комплексе, связанные с увеличением сроков ожидания результатов в 2015 году жаловались и сами работники столичных поликлиник. И именно – в связи с централизацией. Как рассказала тогда врач акушер-гинеколог IV филиала Городской поликлиники №180 Департамента здравоохранения Москвы Екатерина Чацкая, так как забор крови и мочи осуществляется во всех филиалах, после чего их отвозят в головное учреждение, ожидание результатов анализов увеличилось с 2-3 до 10-14 дней.
Доставка материалов в централизованную лабораторию производится транспортом поликлиник. Как сообщил Александр Цибин, сейчас прорабатывается вопрос о возможности создания специализированной транспортной логистики. Но, как полагают эксперты рынка, причина задержек еще и в том, что в стационарах и поликлиниках просто накапливают материал для экономии реагентов. Мотивация одна – сэкономить. Отсюда и задержки в сроках.
«Когда Минздрав устанавливает сроки ожидания какие-либо, у него должны быть четкие финансовые расчеты, обеспечивающие производство анализов, позволяющие выдерживать определенные сроки ожидания. Однако система ОМС сегодня не закладывает столько денег, чтобы обеспечивать надлежащие сроки получения результатов, в том числе и по лабораторным исследованиям. В медицинском учреждении нет достаточного количества специалистов, а рабочий день тех, что есть, ограничен. По опыту нашей поликлиники могу сказать, что выделяемые средства этих затрат не покрывают. Поэтому медучреждения вынуждены экономить, как могут», - пояснил ситуацию генеральный директор Центра семейной медицины г. Томска Евгений Рабцун.
Паника без повода
Однако специалисты лабораторной службы уверяют, что проблемы нет. «Честно говоря, меня удивляет сам факт наличия подобных жалоб, если речь идет об обычных биохимических и гематологических исследованиях. Нет никаких причин для того, чтобы такие исследования могли выполняться долго. Как правило, в государственных учреждениях результаты обычного биохимического исследования выдаются в то же день, или на следующий. Но о задержках в десять дней я не слышал», - рассказал «МВ» президент Российский ассоциации клинической лабораторной диагностики Дмитрий Сапрыгин. Такие длительные сроки ожидания, по его словам, возможны, когда речь идет не о банальных биохимических исследованиях, а о серологических, цитологических мазках, тестах на ЗППП. Там действительно срок ожидания результатов может составлять 10 и более дней.
Отток пациентов с деньгами в частные лаборатории участники рынка объясняют просто. «Люди хотят не просто результат, а еще и качественный сервис, а его в госучреждениях пока нет. Не все готовы подстраиваться под график работы поликлиники, некоторым сдать анализы в частной лаборатории в итоге обойдется дешевле. Конечно, есть вопрос и со сроками ожидания результатов. Несмотря на то, что информатизация лабораторий в государственных учреждениях тоже существует, зачастую она не настроена или настроена не очень хорошо. В госучреждениях пока не всегда доступны такие сервисы, как личный кабинет пациента, отправка результатов на e-mail», - отмечает заведующая клинико-диагностической лабораторией ИНВИТРО Елена Чащихина.
В частные руки?
С целью улучшения сервисов в некоторых регионах сейчас начинают применять в отношении некоторых функций ЛПУ передачу этих услуг на аутсорсинг. В том числе в лабораторной службе. В Москве, правда, смотрят на эту инициативу критически. «Опыт ряда регионов, например, Перми, где все отдали на аутсорсинг частникам, показал, что со временем государственная лабораторная служба практически перестала существовать. В итоге - полная потеря контроля за качеством результатов, рост цен для населения и бюджета территории и так далее. Сейчас пытаются все вернуть, но получается плохо. Есть хорошие результаты по аутсорсингу в Приморье. Но это оправданно там, где не хватает государственных ресурсов на создание современных лабораторий. А в Москве сейчас началась реально серьезная конкуренция среди гослабораторий за потоки. Мощностей хватает на все, главное, правильно настроить систему», - считает Александр Цибин.
Впрочем, некоторые эксперты рынка считают, что и в столице стоило бы попробовать передать на аутсорсинг услуги лабораторной службы. Здесь больше конкурентов, а значит, и результаты в плане качества и экономии могли бы быть выше. «Весь мир работает по принципу аутсорсинга там, где это представляет выгоду. Однако государственный аутсорсинг медленный, тяжелый и нередко ошибочный, зачастую это одна лаборатория на пять поликлиник, пациентов много, анализов много, и возникает очередь. Поэтому, если мы говорим об аутсорсинге, это должны быть большие лабораторные комплексы, рассчитанные на большие объемы, которые могут делать анализы быстро, пересылать их по электронной почте, имеющие свою курьерскую службу», - считает медицинский директор и главный врач сети клиник «Семейная» Павел Бранд.
Нет комментариев
Комментариев: 1