Аренда медоборудования — правила оплаты
Отвечает эксперт службы правового консалтинга компании «Гарант» Сергей Широков:
Бюджетное учреждение вправе заключить договор аренды оборудования с единственным исполнителем по цене, указанной в вопросе, при условии, что такая цена будет определена и обоснована в договоре на основе метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) и заключение договора на указанную сумму не приведет к превышению установленных законом пределов совокупного годового объема закупок у единственного поставщика.
Данный вывод имеет следующее обоснование. Прежде всего отметим, что по общему правилу закупки товаров, работ, услуг (в том числе аренда имущества) за счет средств субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, а также за счет иных средств путем заключения соответствующих гражданско-правовых договоров производятся бюджетным учреждением в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 15).
Исключение из приведенного правила составляют случаи, когда закупка производится бюджетным учреждением за счет средств грантов (в том числе бюджетных грантов (субсидий), предоставляемых на конкурсной основе) или за счет средств, полученных им от приносящей доход деятельности (кроме средств, полученных на оказание и оплату медпомощи по обязательному медицинскому страхованию), а также когда учреждение, само являясь исполнителем по контракту, привлекает в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения (ч. 2 ст. 15 закона № 44-ФЗ). При этом, для того чтобы осуществлять указанные закупки вне порядка, установленного законом № 44-ФЗ, бюджетное учреждение должно разработать и разместить до начала года в единой информационной системе положение о закупке, принятое в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Поскольку в рассматриваемом случае бюджетное учреждение такое положение не приняло, то все закупки должны осуществляться этим учреждением по правилам, установленным законом № 44-ФЗ. В соответствии с п. 1 ст. 24 данного закона заказчик может осуществить закупку и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без проведения конкурентных процедур. В частности, такая закупка допускается при условии, что она осуществляется на сумму не свыше 100 000 руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ). При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем пятьдесят миллионов рублей в год.
Учитывая, что в рассматриваемом случае цена заключаемого договора аренды оборудования составляет 5000 руб., такой договор может быть заключен бюджетным учреждением с единственным исполнителем при условии, что это не приведет к превышению вышеуказанных ограничений совокупного годового объема закупок у единственного поставщика, производимых этим учреждением на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ.
Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 1 закона № 44-ФЗ, в процессе осуществления закупки (включая закупку у единственного поставщика) заказчиками заключается именно гражданско-правовой договор, в тексте закона именуемый контрактом. А законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ.
В соответствии же с п. 1 ст. 424 ГК РФ цена, по которой оплачивается исполнение договора, определяется по общему правилу соглашением сторон, и лишь в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В отношении договоров аренды, заключаемых бюджетным учреждением в качестве арендатора, законодательство не устанавливает каких-либо обязательных требований к минимальному или максимальному размеру арендной платы, уплачиваемой по таким договорам. Следовательно, бюджетное учреждение при заключении договора аренды с единственным исполнителем на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ вправе согласовать любой размер арендной платы, не превышающий установленный данной нормой предел в 100 000 руб.
Вместе с тем необходимо помнить, что по требованиям ч. 4 ст. 93 закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного исполнителя контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта. В соответствии с ч. 1 ст. 22 закона № 44-ФЗ эта цена определяется и обосновывается заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, указанных в данной части, приоритетным из которых согласно ч. 6 этой же статьи является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Указанный метод заключается в установлении цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (ч. 2 ст. 22 закона №44-ФЗ).
В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг (виды общедоступной информации перечислены в ч. 18 ст. 22 закона № 44-ФЗ), информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных или однородных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе (ч. 5 ст. 22 закона № 44-ФЗ). Отметим, что такая информация должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, с ценами на которые происходит сравнение (ч. 3 ст. 22 закона № 44-ФЗ). При этом заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (ч. 4 ст. 22 закона № 44-ФЗ).
Таким образом, в рассматриваемом случае заключение бюджетным учреждением договора аренды медицинского оборудования по цене, указанной в вопросе, будет правомерным, если, согласно информации, полученной при применении метода сопоставимых рыночных цен, такая цена не будет превышать размера арендной платы за аренду на тот же срок на сопоставимых условиях идентичного или однородного оборудования.
Отметим, что в силу ч. 17 ст. 22 закона № 44-ФЗ определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567.
Нет комментариев
Комментариев: 0