Безвыигрышный вариант

11.07.2022
10:22
Эксперты поспорили, кого считать бенефициаром программы цифровой трансформации здравоохранения. Сможет ли пациент в труднодоступной территории, о котором так часто говорят в свете построения цифрового контура, почувствовать на себе ее эффект?

Цифровая трансформация здравоохранения — это создание принципиально новых лечебно-диагностических, управленческих, вспомогательных процессов, полностью основанных на цифровых платформах, а не на оцифрованном документообороте. Такие проекты должны быть направлены на повышение эффективности медицинской помощи и удовлетворенности пациента. Но достижимы ли эти задачи в рамках системы ОМС? Мнения участников конгресса «Национальное здравоохранение 2022» на этот счет разделились, передает корреспондент «МВ».

Сворачивание стационаров и уход на дому

«Цифровая клиника: наша будущее или рекламная обманка?» — под таким заголовком прошел «круглый стол», модератором которого выступил эксперт по цифровому здравоохранению Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ) Минздрава России, директор по развитию компании Webiomed Александр Гусев. Всю первую часть дискуссии участники посвятили обсуждению того, что следует считать цифровой клиникой. Но когда разговор коснулся темы цифровой трансформации, мнения экспертов по поводу того, как скоро она сможет произойти в отечественном здравоохранении, разделились.

В развитых странах проанализировали данные и пришли к выводу, что наличие больших стационаров нецелесообразно, и начали развивать стационары на дому, рассказала главный врач «СМ-Клиника» (Москва) Александра Будова. Считается, что это лучше и с точки зрения качества медицинской помощи, приверженности пациента лечению, экономической эффективности. 

Какие тут могут быть риски? Во-первых, в отсутствие малого количества сертифицированных устройств-трекеров состояния здоровья есть риск недооценки ситуации и, как следствие, развития неблагоприятных событий. Поэтому требование о первичном очном приеме пациента видится правильным. С другой стороны, рынок носимых устройств бурно развивается, и через три-пять лет мы можем поменять мнение на этот счет, не исключила Будова.

stol.jpg (166 KB)

Во-вторых, врачи — представители одной из самых консервативных профессий. От момента создания новой технологии (рентген, УЗИ, МРТ) до ее принятия медицинским сообществом традиционно проходит 10 лет.

«Начало цифровой трансформации подстегнула пандемия коронавируса, но все-таки мы сейчас находимся на очень раннем ее этапе: если не на эмбриональном, то точно на младенческом», — подытожила Будова.

ОМС как сдерживающий фактор

«Никакой цифровой трансформации у нас пока не происходит и в ближайшее время не произойдет по нескольким причинам», — возразил управляющий партнер медицинской консалтинговой компании ДМГ Владимир Гераскин. По его мнению, любому процессу всегда нужен драйвер — тот, кому это должно быть полезно и интересно.

Пациент практически ничего не получает в результате цифровой трансформации. Теоретически ему не придется лишний раз бегать в клинику, но объем медицинской помощи, которую он может получить удаленно, законодательно существенно ограничен. К тому же непонятно, как разделять ответственность, подчеркнул Гераскин.

Человек жалуется врачу «в телевизоре», может передать ему какие-то свои данные, но в большинстве случаев для оценки состояния пациента все равно потребуется личное присутствие, уточнил он. С другой стороны, врач, который консультирует дистанционно, имеет собственный график работы. Ему надо отвлечься от очного приема и провести удаленный.

То есть руководителю клиники надо держать отдельный штат врачей, которые будут вести только телемедицинский прием. Но количество удаленных консультаций небольшое, их стоимость невысока, так как информационно они менее насыщены. Получается, что врачу и клинике дистанционное консультирование невыгодно.

В России, в отличие от Запада, нет тренда на уменьшение стационаров, потому что у нас иная модель финансирования здравоохранения, отметил Гераскин. За границей койкодень стоит дорого, стационару выгоднее сделать как можно больше операций на той же коечной базе. А в нашей стране квоты на высокотехнологичную медицинскую помощь могут закончиться в октябре, и уже в ноябре-декабре врачам будет некого оперировать. Тогда какой смысл высвобождать койки, если за них все равно уже никто платить не будет? Большинство частных стационаров также сегодня не загружены, так что и они не могут выступать драйвером движения, убежден эксперт.

«Цифровая трансформация происходит там, где на нее есть заказчик, — резюмировал Гераскин. — Если нет инвесторов, система не развивается».

Прогресс не остановить

Рынок цифрового здравоохранения находится на начальном этапе, и все перечисленные проблемы характерны для зарождающегося рынка, объяснил научный сотрудник Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко Андрей Алмазов.

По его мнению, драйвером цифровой трансформации здравоохранения в России выступает отсутствие доступа к медицинской помощи. В нашей стране нередко врач находится на расстоянии 100, 300, 800 км от пациента. Если у человека что-то заболело, но не настолько сильно, чтобы вызывать скорую, он может либо проигнорировать это, либо поговорить с врачом удаленно и понять, что делать дальше. То есть пациенту иногда не доступен никакой врач, а иногда он не может добраться до светилы медицины. Существуют специалисты, к которым очередь расписана за три месяца.

«Понятно, что мотивировать таких специалистов принимать удаленно, не так просто, но мы это делаем», — подчеркнул эксперт.

Держать отдельных врачей для телемедицины не надо, иначе они быстро деградируют. Общение с пациентом следует организовать через чат. Большинство вопросов можно обсудить в переписке, считает Алмазов.

Драйвером в нашей стране может выступать только ОМС, но она в цифровой трансформации не заинтересована, настаивал Гераскин. Если пациент из удаленного района врачу не звонит, значит, у системы ОМС нет никаких расходов. Не следует забывать и о том, что в таких труднодоступных территориях, где нет дорог, интернета тоже нет, кроме спутникового, заявил эксперт. 

«Не меняя порядок работы клиники, невозможно обеспечить доступность медпомощи», — уверен Гераскин. По его убеждению, если пациент будет писать врачу в чат и не будет знать, когда ему ответят, то пользы от такого сервиса не будет. 

Рынок неизбежно будет развиваться, и пациенты, готовые платить за цифровые сервисы, будут выступать его драйверами, заверил Алмазов. Возможно, после того как коммерческая медицина докажет целесообразность, эффективность и востребованность модели цифровой клиники, государство обратит на нее больше внимания, и тогда она будет масштабирована.

«Возьмет это государство на вооружение или не возьмет, — вопрос к государству», — резюмировал Алмазов.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.