Цифровая реанимация VS профвыгорание
Кадры решают…
Без команды мотивированных профессионалов менеджменту не решить задач улучшения качества лечебно-диагностического процесса, повышения результативности деятельности учреждения.
Синдром профессионального выгорания
Основная причина снижения мотивации персонала, качества выполняемой им работы и «текучки» кадров — синдром профессионального выгорания (СПВ).
Выгорание, по предварительной версии МКБ-11, — это синдром, возникающий в результате хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен.
Наиболее подвержены СПВ сотрудники отделений анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии (ОАРИТ). Психоэмоциональное истощение у них встречается в семь раз чаще, чем у других медицинских специалистов1.
По данным различных исследований, высокие показатели выгорания (по шкале MBI) имеют 65,9% врачей и 43,5% медицинских сестер, наиболее частыми проявлениями чего являются депрессия, личностная и ситуативная тревожность2.
Авторы этих и других исследований делают вывод: есть все основания считать, что СПВ — неотъемлемая составляющая профессии анестезиолога-реаниматолога, чья выраженность нарастает с увеличением стажа работы3. В связи с этим важным является своевременная профилактика СПВ.
Бумажная работа
Среди факторов, влияющих на развитие СПВ у врачей анестезиологов-реаниматологов, наряду с профессиональными нагрузками (повышенная напряженность труда, сверхурочная работа, ненормированный труд, чрезмерная производственная нагрузка, высокая ответственность4, 5), важную роль играют рутинное ведение бумажной документации и информационный стресс6: большой поток информации о пациенте из разрозненных источников и необходимость принятия своевременных решений.
Врачи отмечают «огромный объем бумажной работы, который крадет время у пациентов».
Кроме того, врачи получают большой объем результатов лабораторных, инструментальных исследований. Всего за сутки количество значений параметров пациента для анализа исчисляется тысячами или даже десятками тысяч.
В условиях такой нагрузки врачу очень трудно «вручную» быстро собрать, систематизировать и комплексно оценить всю поступающую информацию, хотя она может стать основой для принятия точных и своевременных клинических решений.
Качество работы персонала может снижаться, так как при заполнении медицинской документации и проведении терапии нельзя исключать «человеческий фактор», причиной которого может быть СПВ.
Умное и точное ОАРИТ
Однако сегодня, благодаря развитию информационных технологий, службы анестезиологии и реаниматологии имеют доступ к данным пациента в цифровом формате. Источником информации являются системы поддержки принятия клинических решений (СППКР), медицинские информационные системы, лабораторные информационные системы, прикроватное оборудование. Весь этот спектр данных может и должен быть использован для различных клинических задач, в том числе для проведения оценки степени тяжести состояния пациента по клиническим шкалам.
Один из примеров современных СППКР для ОАРИТ - решение «Цифровая Реанимация Philips» (ЦР), в основе которого лежит Philips — ICCA (IntelliSpace Critical Care and Anesthesia)7.
Цифровая реанимация позволяет:
- перейти с бумажного на электронный документооборот;
- обеспечить автоматическое заполнение медицинских документов данными от прикроватного оборудования (мониторы пациента, аппараты ИВЛ, инфузионные насосы разных производителей) и из лабораторной информационной системы;
- обмениваться документами с медицинской информационной системой;
- вести автоматический анализ данных для поддержки принятия клинических решений;
- создавать разнообразные отчеты;
- внедрять в работу клинические протоколы и рекомендации.
Цифровая реанимация автоматически собирает, обрабатывает и удобно организует все данные пациентов, включая документы о поступлении, основные показатели жизнедеятельности, результаты исследований и консультаций. Затем она систематизирует всю информацию и предоставляет врачам в удобном формате. Исходя из полученных данных и на основании клинических шкал и протоколов, она может давать рекомендации по ведению больного, предлагает шаблоны назначений, при работе с пациентом она выдает подсказки, напоминания, предупреждения о возможных противопоказаниях. У ЦР есть модуль поддержки внедрения комплекса лечебных мероприятий, основанных на общепризнанных экспертных рекомендациях, включая вентилятор-ассоциированную пневмонию, катетер-ассоциированную инфекцию, контроль гликемии и ведение больных с сепсисом и другие, что помогает свести к минимуму вероятность ошибок.
Избавляя от бумажной рутины, цифровая реанимация освобождает время врача на осмысление тактики и стратегии лечения пациента, выполнение более широкого спектра врачебных манипуляций, принятие и анализ решений, то есть того функционала, который повышает удовлетворенность своей работой.
Освободившееся у сотрудников отделения время для непосредственной работы с пациентами позитивно отражается на качестве оказания медицинской помощи.
ЦР, предлагая быстрый доступ к исчерпывающим и надежным данным, помогает достичь достоверности, точности и уверенности, которые служат основой для принятия врачами верных решений. Среднему медицинскому персоналу, освобожденному от постоянного ручного внесения в документы десятка назначений и параметров мониторирования, помогает отслеживать потребности пациентов и принимать соответствующие меры.
Будущее, к которому нужно стремиться
Переводя отделение ОАРИТ в цифровую среду, руководство обеспечивает прозрачность рабочих и клинических процессов. ЦР повышает контроль, оптимизирует процессы управления, автоматически фиксируя все события в ОАРИТ. Упрощает работу с данными в рамках научно-аналитической деятельности. Обеспечивает автоматическое формирование отчетной документации.
Первой медицинской организацией в нашей стране, где внедрили ЦР, был Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии в Астрахани. «Мы хотели создать прецедент в России. Не стать лучшими, хотя это тоже прекрасно, и мы, несомненно, таковыми становимся благодаря технологическим инновациям, а стать первыми в Российской Федерации, кто оцифровал отделение реанимации. Показать, что это возможно, что это будущее, что к этому нужно стремиться», — уверен главный врач центра Д.Г. Тарасов. И врачи, освобожденные от огромного массива рутинной работы, и медсестры, больше не заполняющие ежечасно карты наблюдения, со своим главным врачом согласны.
Цифровая реанимация — это реальный способ профилактики синдрома профессионального выгорания!
1. Назаров И.П. Профессиональное выгорание врачей анестезиологов-реаниматологов. Синдром эмоционального выгорания врача — профессиональное выгорание анестезиологов-реаниматологов — Сибирский медицинский портал (sibmedport.ru).
2. Синбухова Е.В., Лубнин А.Ю., Попугаев К.А. Эмоциональное выгорание в анестезиологии-реаниматологии // Журнал им. Н.В. Склифосовского Неотложная медицинская помощь. 8 (2), 2019, 186—193. DOI: 10.23934/2223-9022-2019-8-2-186-19.
3. Корехова М.В., Соловьев А.Г., Киров М.Ю. и др. Синдром профессионального выгорания у врачей анестезиологов-реаниматологов // Вестник анестезиологии и реаниматологии, Том 13, № 3, 2016, с.19—28.
4. Gupta N., Gupta A., Garg R. Professional burnout in anaesthesia and critical care — how to decrease it. J. Anesth. Crit. Care Open Access. 2015, vol. 2, № 3, 00056. DOI: 10.15406/jaccoa.2015.02.00056.
5. Ловчев А.Ю., Ванчакова Н.П., Корячкин В.А. Психологические и психофизиологические характеристики профессии, их динамика у анестезиологов-реаниматологов и хирургов // Bестн. Санкт-Петербургского университета. Сер. 11, вып. 3, 2009. http://med. spbu.ru/archiv/vest/9_3/3_23.pdf.
6. Миронов П. И., Каширина Е. А., Крыкля А. С. и др. Проблема эмоционального выгорания среднего медицинского персонала отделений реанимации и интенсивной терапии // Клин. анестезиол. и реаниматол. Т. 4, № 1, 2004, с. 14—18.
7. РУ № РЗН 2015/2629 «Обеспечение программное медицинское CS770 IntelliSpace Critical Care and Anesthesia (ICCA) для ведения документации, построения медицинской карты и поддержки принятия решений на электронном и/или виртуальном носителях с принадлежностями» от 25.05.2020.
Материал партнера: Philips