Эксперт обозначила основные запросы пациентов к системе здравоохранения

26.06.2024
10:43
Центр развития здравоохранения Школы управления «Сколково» совместно с компанией Ipsos провели исследование «Система здравоохранения глазами пациента». О том, какие потребности и ожидания связаны у пациентов с системой здравоохранения, рассказала директор Центра Марина Велданова.
Фото: ru.123rf.com

Согласно указу Президента РФ для здравоохранения нашей страны достижение глобальной цели — повышение ожидаемой продолжительности жизни — будет сконцентрировано на нескольких ключевых направлениях. Это снижение смертности, повышение качества и доступности медицинской помощи, повышение удовлетворенности населения медицинской помощью. «Пациентоцентричность — главное направление требований Росздравнадзора к развитию организации работы отрасли, которое подразумевает формирование медицинских услуг исходя из запросов пациента и партнерскую позицию общения между врачом и пациентом.

Для построения плана по совершенствованию системы здравоохранения целесообразно анализировать путь пациента от момента проявления проблемы до ее возможного решения, который часто не ограничивается контактом только с медицинской организацией. Четкое понимание пути пациента, его профиля и потребностей, для которых формируется сервис, поможет совершенствовать пациентоцентричность отрасли.

В исследовании «Здравоохранение России глазами пациента» Центра развития здравоохранения школы управления Сколково, проведенного в 2024 году совместно с компанией Ipsos в России, приняли участие более 1500 человек – это респонденты 35-65 лет из городов России с населением более 500 тыс.

snimok_ekrana_2024-06-26_090531.jpg (43 KB)

Путь пациента

73% опрошенных обращались в течение последних 12 месяцев в амбулаторные медицинские организации как для профилактического осмотра, так и по поводу острых и хронических заболеваний. Из них абсолютное большинство пользуется помощью в рамках системы ОМС и в меньшей степени пациенты пользуются услугами ДМС и платными медицинскими услугами (ПМУ).

snimok_ekrana_2024-06-26_090603.jpg (14 KB)

Значительная часть пациентов обращается к коммерческому сегменту ввиду долгого ожидания получения услуг по ОМС. Наиболее частые поводы обращения — получение диагностических исследований или консультаций узкоспециализированных врачей.

В бесплатной медицине запись к хорошему врачу заполнена на месяц вперед.

Пациент, профилактическое обращение

Наиболее частая причина обращений к системе здравоохранения — лечение или контроль заболеваний, пациенты реже обращаются для профилактического осмотра. Программа диспансеризации по ОМС достаточно хорошо известна, однако пользуется ей меньше половины осведомленных респондентов.

snimok_ekrana_2024-06-26_090619.jpg (27 KB)

«Идеальная» система здравоохранения

Согласно опросу три наиболее важные условия «идеального» взаимодействия с системой здравоохранения относятся к врачу, его компетентности и вовлеченности. Врач — главный актор системы здравоохранения, от которого в идеале ждут подбора индивидуального лечения, вовлечения в проблему и информирования о заболевании и возможном лечении. Далее по важности следуют скорость получения услуги и наличие медицинского оборудования для обследования.

«Это и профессионализм, и выяснение тонкостей, и налаживание диалога в момент, когда он тебя опрашивает, — пояснили авторы исследования. — Врач даст дельный совет именно тебе, это что-то вроде семейного доктора, который знает всю твою историю, не штампует одни и те же назначения, не вникая, а порекомендует нужное именно тебе. Это специалист, который полно отвечает на все вопросы и не раздражается от них. Ровный, нейтральный, спокойный, деловой».

Пирамида потребностей пациента

Исходя из параметров удовлетворенности пациента была сформулирована пирамида потребностей пациента:

  • базовые ожидания — своевременное решение проблемы и компетентность врача;
  • удовлетворительный уровень — быстрое решение проблемы, вовлеченность врача и вежливость;
  • идеальный опыт — многосторонняя поддержка со стороны системы здравоохранения, эмоциональная вовлеченность врача и индивидуальный подход.

Соответствие работы системы здравоохранения ожиданиям

При оценке восприятия системы здравоохранения выявлено, что пациенты, имеющие опыт взаимодействия с системой за последний год, воспринимали ее лучше, чем пациенты без опыта обращения за медицинской помощью. Эта тенденция сохраняется для всех сегментов здравоохранения.

В целом, коммерческие сегменты — ДМС и ПМУ оцениваются равноценно (81%) по ключевым условиям успешного визита, но выше, чем сегмент ОМС (61%).

snimok_ekrana_2024-06-26_090636.jpg (19 KB)

Выявленные зоны для совершенствования системы здравоохранения

Опыт взаимодействия пациента с системой здравоохранения многогранен, и для его улучшения необходимо учитывать множество различных элементов и факторов. Разработка и принятие мер по повышению уровня удовлетворенности пациента через повышение доступности медицинских услуг, улучшение положения врача и имиджа системы ОМС, а также дальнейшей популяризации профилактических мероприятий может иметь важное значение для укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения.

snimok_ekrana_2024-06-26_090653.jpg (50 KB)

Компании
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.