Электронная медкарта: подключатся все
– Как будет выстроена городская система работы с электронными медкартами?
Геннадий Орлов: – Под электронным здравоохранением подразумевается в первую очередь объединение медицинских документов в интегрированную ЭМК пациента. Это означает, что каждый врач должен быть оснащен информационной медицинской системой и вести прием с использованием компьютера, в котором фиксирует свои заключения, действия и получает информацию, результаты лабораторных исследований: это интерактивное взаимодействие.
Геннадий Орлов
На федеральном уровне был принят приоритетный проект «Электронное здравоохранение». Аналогичный городской проект, также приоритетный, разрабатывался в Петербурге. Согласно федеральному документу, мы должны реализовать региональную составляющую общероссийского проекта.
– В чем особенности петербургского варианта электронной медкарты? И каковы сроки ее полного внедрения в городе?
ГО: – К 2020 году мы полностью завершим базовую информатизацию городских учреждений здравоохранения и реализуем все требуемые электронные сервисы региональной информационной системы в сфере здравоохранения – ГИС РЕГИЗ: все учреждения и врачи будут в полном объеме оснащены для того, чтобы вести электронные медкарты, и Петербург сможет полностью перейти на электронный документооборот.
Мы считаем очень важным, чтобы врач включался в процесс ведения ЭМК с получения информации, а не с ее ввода в карту, как делают многие регионы. Именно поэтому мы в первую очередь запустили обмен данными лабораторных исследований, и у нас врач уже может работать с ними в медицинской информационной системе.
Наше ключевое отличие от других регионов и приоритет – доступ жителей города к своей медицинской информации, вовлечение в интерактивное взаимодействие. Проект «Электронное здравоохранение» предполагает реализацию 45 сервисов и полный переход врачей на электронный документооборот с подключением пациентов. Это сервисы для медицинских работников, врачей, главных врачей, руководителей Комитета по здравоохранению, органов власти, но половина перечня – сервисы для населения.
Мы первый регион России, который предоставил пациентам в личном кабинете доступ к результатам лабораторных исследований. Этот приоритет сохранялся недолго – тут же подключился Краснодарский край, но он использует нашу «шину» и ПО.
– То есть электронная медкарта – часть большого проекта?
ГО: – Фактически да, но городской проект «Электронное здравоохранение», строго говоря, еще не начался. В январе он был утвержден как приоритетное направление, а сейчас мы завершили подготовку проектных документов: паспорт, сводный план, финансово-экономическое обоснование согласованы всеми профильными городскими комитетами, а комплект проектных документов готов для подачи на комиссию по приоритетным проектам.
В конце 2017 года вышел ФЗ-242 (закон о телемедицине), в котором несколько изменена общая архитектура ЕГИСЗ: в законе сказано, что это исключительно ответственность федерального Минздрава, а на уровне субъектов РФ создаются региональные информационные системы и существуют МИС в медорганизациях. То есть создается трехуровневая модель – раньше все эти уровни входили в ЕГИСЗ. Чтобы городская структура работала, необходимо выделение структуры в МИАЦ, связанной с продвижением цифрового здравоохранения, то есть создание городского центра электронного здравоохранения.
Некоторые наши учреждения достигли 100% подключения и ведения врачами необходимых медицинских документов.
– Эти карты стандартные или у каждого врача свои, и потом придется их совмещать и все переделывать?
Евгений Коган: – Каждая организация структурирует историю болезни своим образом, пользуясь своей МИС. Но переделывать карты не придется. Совместимость данных обеспечивается едиными справочниками. Например, поле диагноза является обязательным и ведется по единой международной классификации. По лабораториям у нас есть большой задел, связанный со справочником ЛАТЕУС, который обеспечил единство информации для всех медорганизаций Петербурга и еще шести регионов, участвующих в федеральном проекте по обмену данными лабораторных исследований. По другим показателям будем достигать совместимости постепенно, вводить для каждого вида заболеваний обязательные показатели истории болезни. Есть совместимость и с федеральным уровнем: реализован обмен с федеральной регистратурой, справочниками медицинских работников и медорганизаций.
Евгений Коган
ГО: – Мы ведем рейтинг медицинских организаций по подключению к ЕГИСЗ. Интегральная оценка по разным направлениям – 43%, в том числе по льготным электронным рецептам – 100%. Запись к врачу в электронной форме ведут 93% амбулаторно-поликлинических учреждений: пока не подключены диспансеры и диагностические центры, где нет свободной записи, но требуется направление, в частности, на КТ и МРТ. Таким образом, свободная запись к врачу реализована практически на 100%. Доля дистанционной записи у нас самая большая среди всех регионов: 78%.
– В вашем рейтинге есть еще одна цифра: передача данных – 13%. О чем идет речь?
ЕК: – Это передача в ЭМК петербуржца прежде всего медицинских документов: протоколов осмотра врачей, диагностических консультаций, выписных эпикризов из стационаров (то, что очень важно, но пациент часто теряет). Эти документы обеспечат преемственность медицинской помощи.
ГО: – К концу года 13% должны превратиться в 100%. Распоряжение комитета требует подключения организаций в три этапа: к 15 апреля, к 1 июля и к концу года. На первом этапе полностью подключены 37 организаций, они уже передают данные. Некоторые из 146 учреждений второго этапа также полностью подключились. Учреждения третьей очереди (их 77) не имеют МИС или имеют систему ограниченного функционала, которая в основном рассчитана на статистику, взаиморасчеты по ОМС и не позволяет врачу вести формирование и учет медицинских документов. Такие системы должны быть заменены на более функциональные.
Процесс идет динамично, и многие поликлиники не требуют дополнительного финансирования для информатизации. С учетом этого СИ-МИС (уровень содержательного использования медицинских систем в Санкт-Петербурге) составлял на конец 2017 года 36%. В 41 медорганизации города 100% врачей ведут ЭМК.
СИ-МИС показывает уровень реального использования медицинских систем, а не числа реализованных функций: их можно реализовать крайне неудобно, и врачи никогда не будут их применять. Важен не тот функционал, который реализован, а тот, который используется. Индекс СИ-МИС позволяет это показать. Это, по сути, оценка не медицинской системы, а самого учреждения: как оно использует информационные технологии. На всех выставках мы вывешиваем эти данные на стенд учреждения и главврачи имеют возможность сравнить свои показатели.
– Город вложит бюджетные деньги или учреждения должны софинансировать информатизацию?
ЕК: – У города были попытки оснастить за счет бюджета некоторые медорганизации, но мы увидели, что такой подход чреват плохими результатами. Высок риск того, что если руководитель учреждения не очень привержен информатизации, то он не выполнит при внедрении свою часть работы, а она обеспечивает 90% успеха. В этом случае нет никаких шансов запустить информационную систему, деньги будут потрачены впустую. Компьютеры будут использоваться как печатные машинки. К тому же они быстро устаревают.
– Если перенести эту проблему на другие регионы - что делать учреждениям с большой кредиторской задолженностью?
ЕК: – Есть такой совет: если у учреждения высокая кредиторка, необходимо информатизировать его на 100% и задолженность может исчезнуть. Потому что она возникает в плохо управляемых медорганизациях. Плохое управление возникает при плохой прозрачности. Сильные руководители потому и вкладываются в информатизацию, что таким образом могут сделать рентабельным свое предприятие.
– Есть ли в Петербурге конкуренция МИС? Возможен ли выбор между ними?
ГО: – Такой проблемы у нас не существует. В других субъектах иногда устанавливается единая региональная информационная медицинская система, и все учреждения обязаны ее использовать. В регионе, где никаких систем до этого не было, это эффективный и быстрый способ запуска базовой информатизации. А Петербург обеспечивает медицинскими системами собственной разработки не только себя, но и всю Россию. Наши МИС применяются более чем в 20 регионах. Причем я бы не сказал, что эти системы контролируются государством.
У нас есть реестр рекомендованных МИС. Рекомендации мы даем на базе объективных показателей: одна из систем установлена в 56 организациях, другая в 34, третья в 27…
Когда запускали программу модернизации, думали, по какому пути пойти: не установить ли моноМИС, которая развивается за государственные деньги. Минимум в половине поликлиник были установлены свои системы, они стабильно работали, были договоры сопровождения. Власти решали: а не снести ли это все, не затратить ли деньги еще раз на внедрение? Пришли к выводу, что это неэффективно. И оставили МИС в покое, потратив деньги на дополнительные компьютеры.
ЕК: – Одновременно с этим руководители медучреждений сами покупали системы, и мы видели результаты: там ситуация лучше, поэтому этот путь оказался предпочтительней.
ГО: – Мы идем по интеграционному пути, а не по административно выбранному. В Петербурге 300 организаций федерального и городского уровня. И по крайней мере 1500 реально работающих частных. Нам надо подключить полторы тысячи организаций! Как вы думаете: мы поставим единую систему? Конечно, нет.
Недавно мы подписали соглашение с Ассоциацией частных клиник города, разработанное по нашей инициативе, потому что понимаем, что надо подключать частные организации. В течение этого года должно пройти большое количество подключений. Уже есть примеры тех, кто подключился, в этом списке и федеральные организации.
Сегодня это добровольно для федеральных и частных клиник, а с 2019 года станет обязательным. Нам пока не хватает нормативной базы от Минздрава.
– Подключение необходимо в основном для работы в ОМС?
ГО: – Нет. Сейчас закон определяет ЕГИСЗ как систему, к которой подключаются частные и государственные организации, оказывающие медицинскую помощь. То есть это не только программа госгарантий. Цель закона: чтобы электронная интегрированная медицинская карта пациента содержала всю информацию о нем. Завтра он пойдет в частную клинику, и вся информация будет предоставлена ее врачу. Частная организация внесла туда свои записи, пациент пошел в государственную поликлинику – она имеет доступ ко всем данным, ко всей истории болезни. Смысл в том, чтобы обеспечить доступность медицинской информации о пациенте любому врачу, независимо от ведомственной принадлежности.
ЕК: – Мы регулярно встречаемся с руководителями, специалистами компаний-разработчиков, и именно благодаря этому общению обмен данными является качественным и удобным.
– Вы общались и с создателями новых систем – «Техлаб», Doctor Smart?
ЕК: – Систему «Галенос» компании «Техлаб» мы используем для ведения регистра пациентов, относящихся к семи высокозатратным нозологиям. Кроме того, мы их пригласили для совместной работы над системой поддержки принятия врачебных решений. Планируем сотрудничать еще с несколькими организациями, например с Droice Labs: договорились, что по отдельным медицинским нишам, где у них есть наиболее проработанные решения, они предложат способ обмена данными.
ГО: – МИС, которая автоматизирует внутренний лечебно-диагностический процесс, все равно обращается к облачным сервисам, в которых хранится городская ЭМК. С другой стороны, у «моно-МИС» есть два варианта судьбы: периодическая замена на все более совершенные разработки либо расширение функционала и подключение других информационных систем. Мы видим по крупнейшим разработчикам, что происходит как раз движение к интеграционной модели. А поскольку это было у нас раньше, то наша схема лучше застрахована от рисков. Она была выбрана экспертами-профессионалами, исходя из практических условий.
– Где еще в регионах есть по нескольку МИС?
ГО: – Наша интеграционная «шина» применяется в 13 регионах: Мурманск, Архангельск, Краснодар, Владимир... Но даже там, где была первоначально поставлена моно-МИС, потом делались дополнительные подключения. Простых решений нет.
Нет комментариев
Комментариев: 0