Эндоскопия под огнем критики

16.12.2016
00:00
Врачи-эндоскописты раскритиковали проект приказа Минздрава о новых правилах проведения эндоскопических исследований. По их оценкам, в документе слишком много «белых пятен», а сам он тотально недоработан. В итоге больше всего могут пострадать целевые получатели такого рода помощи – пациенты.

Документ был представлен на общественное обсуждение, которое завершилось 14 декабря. Врачи приняли его в штыки. В начале декабря Российское эндоскопическое общество распространило письмо с просьбой присылать замечания к проекту правил. Цель – довести документ до приемлемого уровня, чтобы по нему можно было работать. «Правление РэндО прикладывает огромные усилия по созданию нормативной базы и приказа по эндоскопии. Предлагаемый Минздравом проект приказа абсолютно неприемлемый и не отражает состояние эндоскопии», - было сказано в нем. 

Неточный выстрел

Сегодня правила оказания эндоскопической помощи регулируются приказом № 222 от 1996 года. Но в связи с тем, что направление сильно продвинулась за последние годы в развитии в сторону высокотехнологичной малоинвазивной хирургии, его давным-давно пора было обновлять. «Давно был нужен новый вариант приказа, который точно расставил бы все точки на «i». К сожалению, тот вариант документа, который был выставлен на общественное обсуждение, никак не улучшает ситуацию и не отражает произошедших изменений. Можно сказать, что 95% важных вопросов в нем не освещены, очень много неточностей», - комментирует «МВ» ситуацию редактор портала EndoExpert.ru, врач-эндоскопист Георгий Дмитриенко.

Профессиональное сообщество не устраивает многое. Самая большая проблема – в проекте Минздрава никак не прописана оперативная эндоскопия. «Операции бывают разные, простые и сложные, непродолжительные и длящиеся от трех до шести часов. В правилах ничего этого нет. Не предусмотрено экспертное оборудование разных видов, нет регламента о статусе эндоскопических медсестер, а также ставок анестезиолога и анестезиологической медсестры в штате отделения эндоскопии. Не расписана экстренная эндоскопия и суточные дежурства, стентирование, ни слова о ВМП в эндоскопии. Заведующим не хотят платить за ту работу, которую они делают», - говорит Георгий Дмитриенко.

Больной вопрос

В рамки отдельной дискуссии специалисты выносят вопросы седации пациентов при операции. В новых правилах указано, что необходимость проведения седации, анестезиологического пособия во время эндоскопических исследований определяется врачом-эндоскопистом совместно с лечащим врачом, анестезиологом-реаниматологом с учетом характера, длительности, болезненности предполагаемого исследования и состояния пациента. Некоторые считают, что ее нужно сделать обязательной для большинства процедур.

«Анестезия при гастроскопии, колоноскопии и прочих подобных мучительных исследованиях не входит в программу обязательного медицинского страхования. Минздрав упорно не хочет внедрить этот стандарт, принятый во всем мире. И мы, эндоскописты, не можем в связи с этим доказать анестезиологам, что все инвазивные процедуры должны делаться под наркозом. Эндоскопические манипуляции - это инвазивные вмешательства, которые имеют определенные риски потери здоровья. Например, при извлечении эндоскопа из желудка может произойти его поломка», - отмечает заведующий отделением эндоскопии, врач анестезиолог-реаниматолог в ГБУЗ СО ГБ №1 (Нижний Тагил) Вячеслав Гранин.

Причина отставания в этой области государственных клиник заключается именно в нехватке нормативной базы. «Нам нужна нормативная база для того, чтобы отделения эндоскопии были укомплектованы аппаратом ИВЛ для наркозов, а также ставками врача-анестезиолога и медсестры. Сейчас такого приказа нет, поэтому приходится анестезиолога приглашать, то есть он не закреплен за отделением. Если анестезиолог закреплен, то мы его сами нагружаем, если  нет, его приходится делить с другими отделениями», - объясняет Георгий Дмитриенко. 

Однако он не согласен с тем, что наркоз нужно делать повально всем. «Гастроскопия неприятна, но терпима. Колоноскопия вообще не вызывает проблем, если пациент правильно подготовился к исследованию. Вот длительные по времени исследования и сложные действительно требуют наркоза. Причем, вид наркоза также индивидуально определяется анестезиологом. Чем меньше наркозов в жизни перенесет организм, тем лучше. Наркоз можно давать не всем, и показания к наркозу должны ставить врачи, участвующие в лечении пациента. Реально, по медицинским показаниям, наркоз требуется примерно в 10% случаев. Еще 5% - пациенты, которые психоэмоционально требуют медикаментозной седации. Остальным нужно беречь себя и избегать лишних наркозов», - отмечает эксперт.

В США, Израиле, Германии гастроскопию и колоноскопию давно проводят только под анестезией. В России в последние годы комфорт обеспечивают только частные клиники. «Проведение эндоскопических исследований под седацией в РФ проводится по закону с вовлечением анестезиолога, желательно анестезистки, в таком кабинете требуется наличие оборудования для проведения ИВЛ. Использоваться оно будет редко или почти никогда, но по закону надо. Соответственно для государственных клиник ограничение - дополнительные ставки анестезиолога, а для коммерческих - анестезиологическое оборудование», - поясняет руководитель центра хирургии GMS Clinic Бадма Башанкаев.

Заплатить по полной

Есть сложности и с финансовым обеспечением деятельности эндоскопических отделений. Одна только стойка для эндоскопа может стоить больше, чем трехкомнатная квартира в Москве. Плюс сами эндоскопы. А их для работы нужно 3, как минимум 2 колоноскопа, 1 дуоденоскоп и 2 бронхоскопа. Очень дороги и расходные материалы. Производители эндоскопических инструментов все реже выпускают многоразовые инструменты. В результате, например, одноразовый папиллотом (лукообразный нож для РХПГ) стоит около 25 тысяч рублей. Однако его стоимость в стоимости лечения не учтена. В процессе операции на одного пациента может быть использовано одноразовых инструментов на сумму порядка 75 тысяч рублей, и действующие тарифы ОМС этих затрат не покрывают.

Эндоскопические обследования и операции должны оплачиваться страховыми компаниями по ОМС отдельно от МЭС (КЭС), считают сами врачи. «Наша цель - отправить этот приказ на доработку, и хотелось бы, чтобы она происходила в диалоге с профессиональным сообществом эндоскопистов. За рубежом разработкой стандартов вообще занимаются только профессиональные сообщества», - уверяет Георгий Дмитриенко.

Нет комментариев

Комментариев: 1

Пахомова Анна Леонидовна
Обычная колоно- и даже гатсроскопия мучительна для пациента и обязательно требует наркоза? Возможно, слова вырваны из контекста.
Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.