Как будет развиваться фармрынок в постковидную эпоху?

30.06.2021
16:53
Давно крылатой стала фраза «Прогноз – дело неблагодарное». Слишком стремительно меняется наш мир. Вспомните хотя бы предсказания экспертов в 2019 году по поводу основных направлений развития фармы на ближайшие годы. Неизвестный вирус, ворвавшийся в жизнь человечества, резко изменил мир, превратив всю эту прогностику в ускользающий мираж. Впрочем, он же на многое открыл нам глаза. И не только на важность соблюдения социальной дистанции и ношения масок, но и, главное, на жизненную необходимость быть гибким для внедрения новых технологий и выстраивания рабочих процессов, позволяющих быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Пандемия действительно стала настоящим вызовом и обществу, и экономике, в том числе фармацевтической отрасли. Коронавирус явился своего рода инспекцией на прочность и во многом определил вектор развития этого рынка на последующие годы. И хотя сегодня отечественная фарма все еще не конкурент отраслевым лидерам, в целом она показывает положительную динамику развития – количество производимых лекарственных препаратов и финансовые показатели предприятий растут. Наши производители, в сжатые сроки переориентировав свои производственные мощности на выпуск востребованных препаратов, в достаточном количестве обеспечивают страну лекарствами. Если бы в свое время не были приняты меры по развитию производства ЛС в стране, ситуация, связанная с пандемией, была бы сегодня гораздо хуже и смертей было бы больше. Почти все препараты, используемые для лечения последствий воздействия вируса SARS-CoV-2, производятся на территории России (из 16 утвержденных Минздравом РФ только 2 – импортные). И это, не говоря о разработке и производстве собственных вакцин от коронавируса.

Без сомнения, нет никакой гарантии, что очередные прогнозы окажутся непродуктивными и нечто подобное нынешней пандемии не повторится вновь. Без анализа основных тенденций, трендов невозможно долгосрочное планирование развития ни отрасли в целом, ни отдельных ее предприятий.

Не ошибемся, если скажем: помимо пандемии серьезное влияние на фармацевтический рынок сегодня оказывает и старт масштабных государственных инициатив. Завершившаяся в прошлом году правительственная программа «Фарма-2020» дала начало реализации новой «Фарма-2030».1 И если в первой стратегии акцент делался на увеличение доли отечественных препаратов на российском рынке, то главный посыл новой – лекарственная безопасность страны. И здесь на первый план уже выходит реализация производства фармацевтических субстанций в стране. Важным направлением становится и выход российского инспектората на качественно новый уровень, признаваемый за рубежом, и такой важный элемент успеха отрасли, как наука. Все это многое другое) магистральные направления.

Очевидно, что достижение целей программы зависит не только от правительства, но и от участников рынка. Получив представление о том, как будет развиваться российская фарма в ближайшее десятилетие, в каких направлениях деятельности фармпроизводителей может ждать поддержка, специалисты компании «Гедеон Рихтер» обозначили, на чем следует сосредоточиться в ближайшее время.

Елена Пархонина, операционный директор компании «Гедеон Рихтер» в России: «Гедеон Рихтер» и Россию связывают десятилетия сотрудничества: можно сказать, что мы видели становление российского фармацевтического рынка и принимали в нем участие. Первые поставки препаратов компании в СССР состоялись еще в 1954 году, а 25 лет назад в Егорьевске был открыт завод, ставший первой зарубежной производственной площадкой компании. Мы действительно знаем и понимаем российский фармацевтический рынок. Поэтому сегодня решили заглянуть в будущее и попробовать проанализировать, как текущие тренды повлияют на нашу отрасль в России. Безусловно, давать какую-то однозначную оценку пока рано, однако мы отчетливо видим, что трудности последних полутора лет привели в том числе к положительным тенденциям в области заботы о здоровье. Нам, как производителю и давнему партнеру российского здравоохранения, остается только следовать этим веяниям и четко придерживаться нашего основного вектора развития – делать все возможное, чтобы пациенты были обеспечены качественными эффективными препаратами.

Тренд 1. С заботой о будущем

Еще совсем недавно самой репродуктивной возрастной группой считались женщины в возрасте 20–24 лет. Сегодня – уже 25–29 и, по мнению экспертов, смещение идет в сторону 30–34 лет. Более поздние первые роды стали очевидным трендом для экономически развитых стран. Современные молодые люди рассчитывают, сколько детей смогут иметь, а потому сначала решают свои проблемы с учебой, работой, обеспечением материального достатка.

Россия пока несколько отстает от этой глобальной тенденции. Средний возраст женщины, рожающей первого ребенка, в нашей стране сейчас составляет 25,9 лет (это почти на год больше, чем в 2011 году),2 в Европе средний возраст рождения первенца 29,1 года, а в Италии даже 31,1 года.3 Вероятнее всего, этот возраст будет расти и дальше. Тренд общемировой и устойчивый.

В связи с этим специалисты предупреждают о риске скорого столкновения с растущей потребностью в препаратах для повышения фертильности у женщин старше 40 лет, а также в репродуктивных технологиях. В целом по стране эта тенденция пока еще не слишком заметна (за исключением столичных городов), но есть все предпосылки для ее развития в ближайшие 5–10 лет.

Тренд 2. Осознанное управление собственным здоровьем

Более осознанное отношение россиян к своему здоровью – результат развития общества, уровня жизни и доступности здравоохранения. Чрезмерное потребление алкоголя, курение – в XXI веке не модно. А если к этому добавляются законодательные инициативы, то, к примеру, число курильщиков за последние десять лет уменьшается на 17 млн.4

Текущая пандемия коронавируса лишь укрепила эту тенденцию: за прошедший год число людей, внимательно относящихся к своему здоровью, выросло с 57% до 65%.5 И дело не только в страхе заболеть, но и в появлении новой возможности – проконсультироваться с доктором онлайн. Развитие цифровых технологий позволяет выстраивать процесс эффективного взаимодействия между пациентами и врачами: постоянный мониторинг состояния пациентов с помощью мобильных устройств, которые не только предупредят о начинающихся проблемах со здоровьем, но и позволят своевременно назначить необходимые медикаменты. Безусловно, искусственный интеллект вряд ли заменит врача в обозримом будущем, но при таком подходе тяжелых случаев заболеваний на приеме у специалистов явно станет меньше.

Активное развитие в последние годы получила и цифровизация фармацевтического рынка: начало дистанционной торговли ЛС, взаимодействие с медицинскими работниками посредством организации вебинаров и рассылок информации по электронной почте, значительный рост объемов рекламы в интернете, развитие нативной рекламы и пр. Эти тренды оказались особенно ярко выражены с началом пандемии, но, скорее всего, они останутся с нами еще надолго и лягут в основу формирования фармацевтического рынка будущего.6

Тренд 3. Рост доверия профессионалам

Угроза коронавируса вынудила пациентов переносить или отменять плановые профилактические визиты к медицинским специалистам. Минздрав России весной 2020 года разъяснял, что всеми медицинскими учреждениями продолжается оказание экстренной медицинской помощи в полном объеме и безотлагательно. В то же время из-за необходимости организации оказания помощи большому числу больных с коронавирусной инфекцией был временно изменен действующий порядок. Если нет угрозы жизни и здоровью пациента, в целях безопасности самих пациентов и медицинских работников рекомендуется гражданам перенести сроки обращения за медпомощью в плановой форме.7

И пациенты последовали этим рекомендациям. Так, по данным исследования «Индекс женского здоровья «Гедеон Рихтер» – 2021», 81% пациенток гинекологов меняли свои планы: 29% переносили прием на несколько недель, 42% – на несколько месяцев, а 10% вовсе отменили посещение.8

С другой стороны, в том же исследовании 54% опрошенных врачей указали, что ответственность и исполнительность пациенток в отношении рекомендаций и назначений (комплаенс) за последние 3–5 лет повысилась.8 Можно ожидать, что в результате этой тенденции профессия врача будет становиться более престижной. Кроме того, повышение профессионализма врачей и качества медицинской помощи будет способствовать вымыванию из аптек препаратов с недоказанной эффективностью.

Тренд 4. Предпочтение рецептурным препаратам

На протяжении последних нескольких лет продолжают расти требования к эффективности лечения. В связи с этим наблюдалась и тенденция динамичного роста рецептурных препаратов (Rx-препаратов) в аптечных продажах: в январе–марте 2012 года их удельный вес был на уровне 45,9% в деньгах и 27,5% в упаковках; в аналогичный период 2020 – 50,6% рынка в стоимостном и 65,5% в натуральном выражении.9 И это, несмотря на то, что в 2020 году, в условиях карантина многим пациентам пришлось самостоятельно выбирать препараты для лечения и приобретать их. Впрочем, это изменение оказалось временным и было заметно только в стоимостном выражении, что связано в том числе с жестким регулированием цен на многие рецептурные препараты.

Врачи назначают рецептурные лекарства из-за их доказанной эффективности, и большинство пациентов с доверием относятся к их предписаниям. Все это позволяет прогнозировать дальнейший рост спроса на действенные и безопасные рецептурные препараты.

Тренд 5. Новые стимулы для локализации

Недавно инициированное обсуждение закона о «втором лишнем» может стать дополнительным стимулом для локализации фармацевтического производства даже для тех, кто ранее об этом не задумывался. Суть нового закона заключается в том, что при наличии компании, которая на территории ЕврАзЭС производит не только препарат, но и субстанцию (действующее вещество) для него, никто из других производителей не сможет принимать участие в тендерах. Если закон будет принят, бизнесу придется играть по новым правилам, в том числе искать возможности для локализации производства фармсубстанций. Если государство пойдет навстречу бизнесу и выделит достаточно времени на процесс локализации производства, то предприятия встроятся в новую систему, а уровень локализации производства медикаментов значительно возрастет.

Тренд 6. Дальнейшая феминизация общества

Еще одной важной чертой современного общества является рост феминизации. Казалось бы, это не самый яркий тренд для фармацевтической отрасли, поскольку именно эта сфера всегда была в числе лидирующих по гендерному равенству, в том числе и в России. С другой стороны, биологические, психологические и социальные различия мужчин и женщин предопределяют различия в показателях распространенности заболеваемости и подверженности ей в разных возрастах, течении болезни и выздоровлении, иммунном, психическом и социальном статусе человека, о чем свидетельствуют медико-демографические и социологические исследования, опыт врачей и психологов, истории болезней мужчин и женщин. Все чаще специалисты поднимают вопросы о недостатке знаний относительно половой специфики болезней, что увеличивает у женщин риск неправильной или несвоевременной диагностики.10

Есть и еще один аспект у этой проблемы: законы многих стран ограничивают участие женщин в клинических испытаниях лекарственных средств, что впоследствии может приводить к непредвиденным побочным эффектам. Нынешний тренд на феминизацию позволяет надеяться, что в учебных курсах для будущих медиков появятся отдельными темами описания тех или иных заболеваний с учетом гендерных различий и, конечно, исследования, отражающие всю полноту картины.

1. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года / Акты, образцы, формы, договоры / Консультант Плюс (consultant.ru). Дата обращения – 29.06.21.
2. Минтруд назвал возраст рождения первого ребенка в России (РБК). Дата обращения – 23.06.21.
3. Инфографика: средний возраст рождения первого ребенка в странах Европы по данным Eurostat (Новости Даугавпилса). Дата обращения – 23.06.21.
4. В России число курящих за десять лет снизилось на 17 миллионов (РИА «Новости»). Дата обращения – 23.06.2021.
5. Фельдман О., Сопредседатель SL Healthcare, Ipsos. Российский рынок в 2020 году: от пессимизма к оптимизму и обратно / Круглый стол РАФМ, 9 февраля 2020 г.
6. Тренды фармацевтического рынка – 2020 | «Делойт», СНГ | Медико-биологические науки и здравоохранение (deloitte.com). Дата обращения – 28.06.21.
7. Разъяснения Минздрава России относительно оказания плановой медицинской помощи (minzdrav.gov.ru). Дата обращения – 29.06.21.
8. Ежегодное исследование ВЦИОМ «Индекс женского здоровья «Гедеон Рихтер» 2021». Дата обращения – 23.06.21.
9. DSM. Аптечный сегмент лекарственных препаратов в первые три месяца 2020 года. Дата обращения – 23.06.21.
10. Forbes: «Никто не воспринимал меня всерьез: почему женщины чаще получают некачественную медицинскую помощь». Дата обращения – 23.06.21.

Материал партнера: «Гедеон Рихтер»

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.