Как врачи приходят в телемедицину

21.09.2022
07:20
Распространение телемедицины способствует оптимизации ресурсов медорганизаций и повышению доступности качественной помощи. При этом развивающаяся отрасль требует проработки новых подходов к найму и обучению сетевых специалистов.

Количество вакансий в телемедицине растет: по данным оказывающих удаленные консультации компаний, конкурс для узких специалистов составляет 100—150 человек на место. Почему врачи выбирают эту сферу и какими навыками должен обладать успешный кандидат, «МВ» рассказал директор департамента клиентского сервиса BestDoctor Георгий Кругликов.

Почему врачи идут в телемедицину

Телемедицина позволяет работать удаленно и порой эта возможность оказывается для врача более значимым фактором, чем размер заработной платы. Как правило, специалисты работают сразу в нескольких местах, и только здесь можно выбрать удобные часы подработки и вести прием, не выходя из дома.

Другой немаловажный плюс телемедицины — высокие шансы столкнуться с интересными медицинскими кейсами и ощутить себя доктором Хаусом. В «телемед» часто обращаются за «вторым мнением», поэтому тут больше шансов встретить, например, волчанку вместо ОРВИ, чем в офлайн-клинике.

Некоторых врачей привлекает IT-составляющая этого направления. В отличие от привычных клиник, здесь они учатся работать с новыми цифровыми технологиями. Кроме того, это возможность вникнуть в «кухню» разработчиков, продактов, проджектов, тестировщиков.

При этом ошибочно полагать, что в телемедицину идут молодые интерны. У студентов слабо сформировано представление о том, с чем им предстоит работать, и на этом этапе они не могут оценить достоинства телемеда. Опытные врачи уже хорошо понимают, каково работать в поликлинике или частной практике, где 40—50 приемов в день считается нормой. Они охотно идут в телемедицину, которая позволяет работать в удобном режиме и выйти на work-life balance.

Можно выделить следующие преимущества работы в телемедицине:

  • удаленный формат;
  • возможность выбирать график и объем нагрузки, можно наладить work-life balance;
  • интересные медицинские случаи;
  • конкурентная зарплата (в регионах финансовая выгода за прием в онлайн и офлайн почти не отличается);
  • корпоративная культура, характерная для IТ-компаний.

Что по деньгам

В телемеде обычно две модели оплаты труда: за консультацию и за отработанные часы. Первый вариант предлагается «узким» специалистам, а почасовая оплата — терапевтам, которые присутствуют на линии круглосуточно и отвечают на срочные вопросы.

Ставка в телемедицине в 1,5 раза ниже, чем в столичных клиниках, в регионах же разницы по деньгам практически нет. 

Какие нужны компетенции

Из-за онлайн-формата огромную значимость приобретают коммуникативные навыки. В частности, врач должен уметь задавать открытые вопросы, слушать пациента и доносить информацию о его здоровье и методах лечения в доступной форме. Последнее крайне важно: человек не должен бежать за словарем медицинских терминов после консультации. К сожалению, в чатах эта проблема встречается часто: врачи пишут так, будто делают медицинские заключения для коллег.

Диалог врача с пациентом должен строиться на равных, назидательная манера общения недопустима. Важно понимать, что онлайн- и офлайн-общение отличаются. Во время «живого» приема врачу помогают выразить эмпатию язык тела и тон голоса, в чате же есть только слово, и оно может быть понято неверно.

Специалист всегда должен учитывать контекст. У нас был случай, когда гинеколог отправил пациенту смайлик в знак расположения и поддержки, но женщина восприняла это как насмешку, потому что была погружена в свою проблему и диагноз.

Важно, чтобы кандидат был привержен принципам доказательной медицины. Конкурентным преимуществом будет знание английского языка, потому что такой «телеврач» может посетить онлайн-конференцию или открыть сайт профессиональной ассоциации и узнать новые данные одним из первых.

На что обращать внимание при найме:

  • клиентоориентированность;
  • медицинские знания и опыт;
  • высокие коммуникативные навыки (умение объяснять сложные вещи простым языком);
  • приверженность принципам доказательной медицины (врач должен интересоваться медицинскими открытиями в своей области);
  • готовность отойти от патерналистской модели общения с пациентом.

Главная проблема при переходе в онлайн-консультирование

Одна из самых сложных задач, с которой сталкиваются врачи в телемедицине, связана с преодолением патернализма. Многие специалисты не привыкли к партнерским взаимоотношениям с пациентом, им тяжело дается этот переход. Отсюда возникают проблемы при общении в чате, где деликатность должна быть еще выше, чем при личном взаимодействии. Нельзя критиковать и оценивать образ жизни пациента, даже если за этим кроется попытка побудить к лечению.

Доктор должен научиться чувствовать пациента через экран, чтобы подвигнуть человека заниматься своим здоровьем, не навязывая ему при этом чувство вины.

Как готовят к выходу в онлайн

Перед выходом на работу по телеконсультированию врачи проходят обучение. Часть времени посвящается специфике взаимодействия с платформой, часть — нюансам консультирования в дистанционном режиме и общению с пациентом по Калгари-Кембриджской модели. В частности, специалисту объясняют, как донести сложную информацию, выстроить доверительные отношения и мотивировать больного к лечению.

Важно проверять, комфортно ли врачу находиться в кадре и насколько понятно он пишет рекомендации.

После обучения доктор участвует в нескольких ситуационных кейсах, где имитируется реальная ситуация. Руководитель группы оценивает, как специалист пользуется программой и взаимодействует с клиентом.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.