Москва готова делиться опытом управления здравоохранением
Тайны ЕМИАС
Выполняя столь важные функции, сам центр остается скрытым от глаз – не каждому довелось побывать в этом помещении, увидеть интерактивную карту и операторов, осуществляющих мониторинг данных. В этом смысле повезло гостям из Китая, ЮАР, Бразилии и Индии, которые прибыли в Москву для участия в коллоквиуме BRICS + City Lab II «Адаптивное и преобразующее управление в мегаполисах». Москва поделилась с зарубежными экспертами опытом реализации концепции умного города. Среди его инструментов - Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС) с Ситуационным центром, который членам делегации стран БРИКС представили 9 декабря.
Как сообщила первый заместитель руководителя столичного Департамента здравоохранения Татьяна Мухтасарова, Москва за последние годы поднялась со 150-й до 45-й позиции в рейтинге инновационных городов мира. Такого результата удалось достичь благодаря информационным технологиям, которые внедрялись во всех отраслях, в том числе в здравоохранении. Заместитель руководителя Департамента здравоохранения Москвы Алексей Погонин рассказал членам делегации, что ЕМИАС – один из самых масштабных, организационно сложных и социально значимых IT-проектов последних лет. Систему по праву относят к одной из лучших, и не только в Москве и России.
Сегодня ЕМИАС развернута в 678 медицинских учреждениях амбулаторно-поликлинического звена столицы – это все детские и взрослые городские поликлиники, стоматологические поликлиники, женские консультации, диспансеры, диагностические центры. С 2017 года начнется подключение стационарных медучреждений. Центр мониторинга ЕМИАС, или Ситуационный центр аккумулирует всю информацию о работе городских поликлиник, которая в режиме реального времени поступает именно сюда и отображается на экранах мониторов: время ожидания пациентов в очереди к врачу, продолжительность приема, возможность записи к специалисту, получение справок и др. актуальные данные. Под наблюдением почти 34 тысячи специалистов. «Это позволяет правильно распределять ресурсы, - рассказал Алексей Погонин. - Ведь в среднем на одного врача приходится две тысячи пациентов. Но к одному специалисту может обратиться как 300 человек, так и тысяча». Он отметил, что в оптимизации работы поликлиник и врачей помогут внедряемые в поликлиниках электронные медицинские карты, их создано свыше 2,8 миллиона, процесс завершится уже в 2017 году. ЭМК будет единой, а это означает, что любые визиты к врачам, даже если те находятся в разных поликлиниках, будут отображаться в электронной карте.
Делегат из Индии Мукопади Партха признался, что впечатлен увиденным: «Такие системы существуют в мире, но ваша поражает своей продуманностью и размахом». Он также поинтересовался, присоединилась ли к ЕМИАС система скорой медицинской помощи. Заместитель руководителя Департамента информационных технологий Москвы Владимир Макаров сообщил, что работа в этом направлении идет к завершению, и интеграция произойдет до конца года. Сотрудникам скорой помощи будет открыт доступ к электронным картам пациентов. Отправляясь на вызов к больному, медики уже в пути (а время доезда сегодня составляет 12 минут) смогут ознакомиться с историей его болезни.
Баланс интересов
На вопрос гостя о мотивации врача и компенсации его труда Алексей Погонин ответил, что врачи сейчас получают зарплату по эффективному контракту, включающему качественные показатели, отдельную оплату за стаж и т.д. «Но в следующем году мы точно будем менять систему оплаты и мотивации труда. У нас уже накоплен большой массив данных. Мы будем платить за результат», - сказал он. Владимир Макаров уточнил, что Департамент здравоохранения пытается создать систему финансовых стимулов, когда вознаграждение за труд будет связано в том числе с нагрузкой, которая ложится на врача. «Накопленные в системе ЕМИАС данные позволяют, используя средства экономико-математического моделирования, предсказывать спрос на медицинские услуги того или иного специалиста. Сегодня проводится работа на участках с целью сбалансировать спрос и распределить его между врачами», - сообщил он. Владимир Макаров напомнил, что в соответствии с действующим законодательством РФ гражданин имеет право на выбор врача, но может делать это с согласия самого врача. «Соответственно одна из задач, которую мы пытаемся решить, это дать врачу информацию о том, насколько у него увеличится нагрузка при прикреплении к нему еще одного человека», - пояснил специалист.
Алексей Погонин рассказал еще об одном новшестве, которое коснется пациентов с несколькими хроническими заболеваниями. Для направленной, более фокусированной и эффективной работы с этой категорией пациентов в следующем году в московских медучреждениях будут выделены врачи. Одновременно это позволит сократить нагрузку на скорую помощь.
«Система масштабная, меня поразило, что все данные отображаются в режиме реального времени, - сказал гость из Кейптауна (ЮАР) Питер Кхалид Ахмад. - Я занимаюсь городским планированием, и меня заинтересовало, как обрабатывается такое количество информации». Такую систему, по его мнению, по удобству и простоте можно сравнить с видеоигрой. Он отметил, что московская практика будет полезна и кейптаунским специалистам. Алексей Погонин ответил на это, что столица готова делиться опытом. При всей разнице в государственном, политическом устройстве стран БРИКС, задачи, которые стоят перед их системами здравоохранения, очень похожи. «Мы готовы рассказать, как решать проблемы не точечно, а системно», - резюмировал заместитель руководителя Департамента здравоохранения.
Нет комментариев
Комментариев: 0