Не в баллах счастье: медработники рассказали о плюсах и минусах системы непрерывного образования

12.11.2021
10:18
В конце сентября Минздрав сообщил об увеличении суммарного количества часов, которые медработники будут тратить на непрерывное образование в течение пяти лет (с 70 до 106 баллов или зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ)). Как пояснил эксперт ведомства, новые требования соответствуют мировой практике и объясняются необходимостью повышения уровня компетенции специалистов. «МВ» попросил медработников из разных регионов рассказать, как они участвуют в системе непрерывного медицинского образования (НМО), что им в ней нравится, а что нет. Некоторые собеседники согласились говорить только на условиях сохранения анонимности.

На конференции из глубинки выбраться сложно

Виктор Гордеев, 31 год, врач-педиатр, Ленинградская область

– Я закончил педиатрический факультет Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета в 2017 году и попал под первичную аккредитацию. Особых сложностей при ее прохождении не было. Задания больших затруднений не вызвали, так как последние полгода нас к ним готовили: проходили тесты, решали задачи.

После выпуска устроился работать педиатром в межрайонную больницу. Активно участвовать в системе НМО и копить баллы стал с 2020 года. Начинал с прослушивания бесплатных модулей, но много на них не набрать.

Повторная аккредитация мне предстоит летом 2022 года. Все расходы на подготовку к ней оплачиваю сам. Пытался обсудить возможность обучения за счет медучреждения с руководством, но безуспешно. Мне объяснили, что списки готовят заранее и я уже опоздал.

Портал НМО Минздрава неплохой, проблем с ним не было. Использую и другие ресурсы, предлагающие курсы на основе доказательной медицины, за которые тоже начисляются баллы. На очные конференции ездить не получается: до Петербурга 200 км, на поездку нужно выделять целый день.

Всего за год на обучение потратил чуть больше 10 тыс. руб., это стоимость нескольких курсов. Временные затраты зависят от темы. В среднем нужно неделю на курс. Если тема интересная, справлялся быстрее. Учился в основном по вечерам дома. До недавнего времени на работе не было компьютеров, сейчас буду пытаться иногда учиться параллельно с работой.

В НМО проще поддерживать квалификацию

Андрей Свежинцев, 29 лет, врач-рентгенолог в государственном диагностическом центре Барнаула

– Я зарегистрировался в системе НМО, как только она появилась в 2016 году. С ее основной идеей согласен: врач учится постоянно, а не один раз в пять лет. Так проще поддерживать квалификацию.

Для сотрудников нашей поликлиники бесплатно доступны только курсы, которые проводит местный вуз. В других учреждениях края, насколько я знаю, врачей направляют на любые образовательные циклы по их выбору.

Пять лет я обучался на курсах Алтайского госмедуниверситета. Но полгода назад решил от них отказаться и проходить обучение в других учебных заведениях. Причина – повторы материала, который мне уже и так известен.

У местного вуза есть собственная электронная платформа. После прослушивания лекций предлагаются практические занятия. В финале нужно пройти итоговый тест. По результатам приходит сертификат о прохождении учебы. Как врач-рентгенолог в качестве практики я должен был описать и отправить несколько рентгенограмм. В 2016–2017 годы я так и делал, но мою работу никто не проверил.

Сейчас обучаюсь на курсах, которые разработал один из московских вузов, оплачивал их сам. В местном вузе 36-часовой учебный цикл стоит 8,5 тыс. руб., тут я заплатил 9,5 тыс. руб. Сумма за год в принципе небольшая. Чтобы набрать 250 часов за пять лет, надо раз в год проходить хотя бы один такой цикл и еще набрать 14 баллов за счет электронных образовательных модулей, посещения конференций. Из-за COVID-19 большинство конференций проводятся в онлайн-режиме – это удобно.

Слушаю в основном бесплатные вебинары, их много. Например, учебный центр Научно-практического центра диагностики и телемедицины Департамента здравоохранения Москвы выпускает по 10 вебинаров в месяц. За них не надо платить, но при этом можно копить баллы НМО. Со специальной литературой тоже проблем нет, переводят с английского сейчас много и быстро. Так что баллов для аккредитации в текущий учебный цикл у меня даже больше, чем нужно. Документы в федеральный аккредитационный центр я отправил в конце августа, но ответа пока не получил.

На портале НМО тоже много качественного контента по моей специальности в коротких 36-часовых циклах. Но информация часто повторяется, будто ее просто копируют из учебников и вставляют в образовательную программу. В идеале материалы должны проходить предварительный отсев в совете по НМО.

Кроме того, на портале присутствуют сторонние организации, о которых много негативных отзывов. В основном их критикуют за низкое качество образовательного контента и устаревшие учебные материалы. Минздраву надо более критично относиться к отбору.

Ранее 75% участников опроса, проведенного «МВ совместно с аналитической компанией RNC Pharma, сообщили о «низком» и «очень низком» качестве контента в системе НМО. Образовательные циклы повышения квалификации также критикуют за рекламу конкретных лекарственных препаратов.

1.jpg (27 KB)

Бесплатные лекции «стоят» мало

В.П., 35 лет, врач-рентгенолог в межмуниципальном медцентре, Свердловская область

– Я закончила Уральский медуниверситет в 2009 году. Копить баллы начала год назад. Портал НМО использую активно, и он меня устраивает: контент полный, информативный, без лишней «воды».

К сожалению, мало бесплатных лекций, и баллов за них дают, как правило, тоже мало – 1–2. Но на освоение такого курса уходит максимум 4 часа. Лекции, которые «стоят» больше, обычно платные. При этом если лекция оценена в 2–3 ЗЕТ, то к ней нужно подойти основательно, изучение материала потребует времени. То есть надо реально напрягаться, чтобы зарабатывать эти баллы.

Сейчас у меня накоплено примерно 40 ЗЕТ, и нет уверенности, что за пять лет получится набрать требуемое количество. Конференции как способ зарабатывания баллов использую редко. Помню только одну, там раздавали по 1 баллу, а потом началась пандемия.

Основной источник получения профессиональной информации – поисковики Google и «Яндекс». Регулярно ищу информацию по любым темам: от плановой амбулаторной до экстренной помощи. Нравится англоязычный ресурс The Radiology Assistant, очень информативный.

Из минусов системы НМО – образовательные модули на портале Минздрава в основном платные. Если уж государство так старается привлечь выпускников в медицинские вузы, было бы логично обеспечить их доступом к бесплатному последипломному образованию.

Сейчас непонятно, как развивают этот ресурс: как государственный сайт, ориентированный на помощь врачам, или как коммерческий, предназначенный для зарабатывания денег. С таким подходом не очень честно требовать его обязательного использования. Получается, что обучение врача – его собственная проблема.

В России фарма влияет даже на медицинские стандарты

Алиса Донец, 28 лет, врач-педиатр «Медси», Москва

– Основная проблема нового формата непрерывного медобразования – он не подразумевает отрыва от работы. Врачи вынуждены тратить личное время, которого у большинства и так нет. В прежней системе сертификации специалист имел право на учебный отпуск.

Я закончила РНИМУ им. Н.И. Пирогова в 2017 году и еще успела захватить интернатуру. В моем окружении не многие сдавали аккредитацию по новым правилам. Поэтому про процедуру экзамена ничего сказать не могу.

Литературу по специальности читаю регулярно. Трачу на это полчаса в день, чаще всего по пути на работу или с работы в общественном транспорте. Если не получается, добираю в выходные. На очные конференции выбираюсь редко. Даже в Москве не всегда есть возможность регулярно посещать одобренные советом НМО офлайн-мероприятия: часто они проходят в рабочие дни.

Информацию по специальности получаю с сайтов CDC, FDA, Pubmed, UpToDate. Некоторые ресурсы доступны только по платной подписке, но денег не жалко, так как выбираю только интересную и нужную информацию. Трачу на это 1–1,5 тыс. руб. в месяц.

К сожалению, иностранные источники не учитываются в системе НМО. Обидно, там качественная информация, которая прогоняется через огромное количество исследований и наблюдений. В России любая бесплатная конференция с вероятностью 99,9% финансово поддерживается фармкомпаниями. Приходится слушать в докладах рекламу лекарств от спонсоров. Это проблема нашей страны. У нас влияние фармкомпаний заметно даже в медицинских стандартах, что снижает доверие к официальным документам.

Портал Минздрава edu.ru не идеален. Оставляет желать лучшего качество материалов, встречаются повторы из доклада в доклад. Чего-то принципиально нового я там ни разу для себя не вынесла. Иногда даже сама могла что-то рассказать докладчикам. Просто жалко на такое времени и денег.

Причем обучение стоит недешево. Можно отдать 16–30 тыс. руб. за 36-часовой курс. Да, есть квоты, которые можно покрыть за счет Фонда ОМС, и в некоторых организациях готовы частично компенсировать расходы сотрудников, но таких квот мало.

Мой сертификат истекает в следующем году, и накоплено всего 50 баллов. Пока не знаю, как буду выкручиваться. В таком положении сейчас большинство врачей. У многих нет ни времени, ни денег, ни желания этим заниматься.

Бесплатные курсы доступны только в «своем» регионе

Б.А., 44 года, фельдшер ФАП, Новосибирская область

– Портал НМО в принципе удобен, но надо привыкать. Плохо, что бесплатные дистанционные курсы доступны только по конкретному региону. Формально нет, но по факту учреждения допобразования, которые размещают на портале НМО свои материалы, требуют для доступа к ним подтвердить трудовые отношения с ЛПУ региона. При этом контент зависит от субъекта. Например, в Красноярском крае много учреждений дополнительного медобразования и курсов повышения квалификации для фельдшеров, а в Новосибирской области с этим туго.

На портале Минздрава есть бесплатные конференции, видеолекции, онлайн-ивенты, но все они приносят минимум баллов – 1—2. Основной источник ЗЕТ – курсы повышения квалификации на различную тематику. То есть де-факто, чтобы набрать необходимые 50 баллов за год, нужно платить.

Я выбирал то, что нужно для работы. Переподготовка по основной специальности (510 часов), иммунопрофилактика (36 часов), предрейсовые осмотры (36 часов), что-то еще по мелочи. В итоге переподготовка и сертификат обошлись около 70 тыс. руб. Повышение квалификации по иммунопрофилактике и предрейсовые осмотры — в районе 5 тыс. руб.

Читаю по специальности в основном институтские учебники плюс переводы зарубежных статей по конкретным диагнозам либо в оригинале, если это английский. Основной источник – интернет. В профессиональных форумах нет особой нужды. Я из семьи врачей самого разного профиля, всегда есть у кого проконсультироваться в режиме реального времени.

Знаний и умений после длительного перерыва в стаже (с 2001 по 2019 год), конечно, не хватает. К примеру, комбитьюб ставить не умею, как и делать коникотомию. У меня была другая специализация, нас этому не учили.

Я успел пройти переподготовку в ноябре 2019 года, тогда еще можно было обойтись сертификатом. Сдавать аккредитационный экзамен не планирую – отработаю земский контракт и думаю уходить в околомедицинскую коммерцию, где больше платят.

На врачах зарабатывают посредники

Максим Журавлев, 42 года, медбрат, Краснодарский край

– С прошлого месяца я больше не работаю в государственной медицине, но продолжаю учиться, чтобы иметь возможность в будущем подтвердить сертификат. На портале НМО зарегистрировался в 2019 году. Материалы изучаю по четырем специальностям: анестезия-реаниматология, сестринское дело, медицинский массаж и лечебная физкультура. Две последние – теперь мой основной профиль, работаю в санатории.

Система непрерывного профобразования – хорошая идея. Но на обучение медработникам должны выделяться отдельные часы и это время должно оплачиваться. За некоторых коллег платят организации, мне приходится самому. Поэтому нахожу курсы подешевле, но вижу, что по некоторым специальностям цены высокие – до 10 тыс. руб. за 36–72-часовой цикл.

Основная проблема – это время. Многие врачи работают на 1,5–2 ставки, у них его просто нет. Учебные отпуска не предусмотрены. Я видел, как врач ходит по больнице с телефоном в кармане, одновременно слушая конференцию и пытаясь работать. Разве это нормально?

Появились фирмы-посредники, которые предлагают врачам вести личный кабинет на портале НМО и набирать за них баллы. Посредник – представитель учебного заведения дополнительного профессионального образования – подбирает онлайн-мероприятия с контролем присутствия и возможностью накопления баллов и прослушивает их. Услуга стоит 8–15 тыс. для врачей и 6–10 тыс. руб. – для среднего персонала.

Купить баллы можно даже в Instagram, видел объявления: 1 балл стоит 100 руб. Но практика эта порочная.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.