Непослушные пациенты

29.06.2021
11:42
До 30% пациентов не выполняют рекомендации и назначения, отметили 80,8% опрошенных врачей. При этом чуть более 70% из них считают необходимым бороться с этим явлением и принимать дополнительные меры, чтобы повысить приверженность лечению.

Компания Ipsos подвела итоги весенней волны-2021 исследования Medi-Q «Мнение практикующих врачей» (выборка свыше 12 тыс. специалистов амбулаторной практики в 21 городе), посвященного изучению мнения и установок врачей. В том числе авторов интересовало, как респонденты оценивают приверженность пациентов лечению и собственные возможности влиять на нее.

ipsos_complience_spring_2021-1.jpg (158 KB)

Почему больные не лечатся

Более 31% пациентов не следуют назначениям или не покупают выписанные препараты, указали 26% терапевтов, 24% эндокринологов, 23% кардиологов, 22% офтальмологов и хирургов. В значительно меньшей степени с этой проблемой сталкиваются педиатры и дерматологи – около 13%.

Самая распространенная причина того, что пациенты не следуют назначениям,  высокая стоимость терапии.

1nekomplaentnost.jpg (89 KB)

В наибольшей степени это характерно для назначений офтальмологов, ревматологов и кардиологов, в меньшей — для педиатров. Возможные опасения пациентов по поводу побочных эффектов назначенных препаратов отмечают преимущественно ревматологи (23%), кардиологи (18%), терапевты (15%).

«Причины некомплаентности варьируют от специальности к специальности, но мало подвержены изменениям, — говорит руководитель регулярных проектов PrIndex, Medi-Q компании Ipsos Наталья Алимова. – Например, мы уже давно отмечаем, что отсутствие лечебного эффекта назначенных препаратов в наибольшей степени выражено в практике ревматологов и терапевтов. Неудобства для пациента, связанные с приемом лекарств и выполнением рекомендаций, в большей степени отмечают гастроэнтерологи».

ipsos_complience_spring_2021-3.jpg (100 KB)

Терапевты в большей степени, чем представители других специальностей, уверены, что часть их пациентов полагает, что врач думает о вознаграждении от фармкомпаний, а не о целесообразности назначения. В наибольшей степени проблемы комплаентности наблюдаются в практике специалистов, которые ведут пациентов с длительно развивающимися состояниями, в лечении которых многое зависит от приверженности рекомендациям врача и образа жизни человека, резюмирует Алимова.

Как повлиять на комплаентность

Наше дело — предложить, ваше – отказаться. Не считают необходимым принимать дополнительные меры для снижения количества пациентов, не соблюдающих назначения и рекомендации, 27% опрошенных врачей. Наибольшая доля настроенных таким образом специалистов отмечена среди урологов (38%), хирургов (34%), оториноларингологов (33%), дерматологов (32%). Среди кардиологов такой вариант ответа дали только 15% (это самый низкий показатель среди различных специальностей).

ipsos_complience_spring_2021-4.jpg (116 KB)

Три четверти российских врачей пытаются работать с возражениями. Самые распространенные способы: объяснить пациенту тактику лечения и предупредить его о последствиях для здоровья в случае невыполнения назначений и рекомендаций. Так поступают всегда 57% и 56% врачей соответственно. Чуть меньше (52%) предпочитают объяснять роль каждого назначенного препарата/рекомендации в общей схеме лечения. Почти половина (49%) врачей указали, что информируют пациентов о неудобствах, связанных с терапией.

Материал проекта "Приверженность здоровью" при участии iHerb

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.