Образование на экспорт

23.05.2018
00:00
Объем международного рынка экспорта высшего образования превысил в 2017 г. 200 млрд долл., ежегодный рост оценивается в 17%. Страны, успешно экспортирующие образование, получают существенные вливания в экономику. Кусок лакомый, но по зубам ли он России? И сможет ли медицинское образование, являющееся заметной частью образовательного экспорта нашей страны, привлекать новых слушателей в гораздо больших объемах?

В рамках IX Общероссийской конференции с международным участием «Неделя медицинского образования – 2018» состоялся «круглый стол», на котором эксперты обсудили основные проблемы и потенциал экспорта медицинского образования.

Равняться на цифры

Осенью 2017 г. правительство утвердило «дорожную карту» приоритетного проекта об экспорте образования. Согласно документу, количество иностранных студентов, которые обучаются по очной форме в российских вузах, должно вырасти с 220 тыс. человек в 2017 г. до 710 тыс. в 2025-м, а количество иностранных слушателей онлайн-курсов образовательных организаций РФ — с 1,1 млн человек до 3, 5 млн.

По мнению директора центра международного образования Сеченовского университета Олега Глазычева, цифры выглядят нереалистичными. Чтобы достичь обозначенных результатов, ежегодно нужно увеличивать количество иностранных студентов на 15%. Сейчас прирост составляет 5–10% в год. «Выйти на обозначенные  цифры сложно, – говорит Олег Глазычев, – это потребует экстраординарных усилий от всех служб и ведомств».

Работа в этом направлении ведется. В прошлом году создан консорциум университетов, являющихся флагманами экспорта образования и обеспечивающих разработку основных положений нового этапа экспорта. В объединение входят 39 вузов, среди которых: МГУ, РУДН, Сеченовский университет, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, МФТИ, СибГМУ и др.

За 2017 г. разработана и структурирована программа экспорта образования, создана кооперация заинтересованных экспертов для работы по адаптации нормативно-правовой базы привлечения иностранных обучающихся, разрабатывается программа комфортной среды для иностранных
обучающихся и т.д.

Расширять влияние

Доля РФ в общемировом потоке экспорта образования 0,7%. Доминирующее положение на этом рынке занимают США, Канада и Европа. При этом эксперты отмечают, что потенциал российского медицинского образования как одного из самых весомых в доле экспорта образовательных услуг достаточно высок. Практически каждый пятый иностранный студент (18%) обучается в России по направлению «Здравоохранение и медицинские науки» – более 42 тыс. человек.

Основной поток иностранных студентов по всем направлениям подготовки приходит в Россию из стран СНГ и Балтии (57% всех обучающихся). В последние годы в медицинских специальностях наблюдается растущий поток студентов из стран Азии, Персидского залива, Африки.

«Нужна кропотливая аналитическая и маркетинговая работа по освоению новых рынков», – резюмирует Олег Глазычев.

«В лидерах по импорту образования – Китай, до 700 тыс. граждан страны обучаются сегодня за  границей, – рассказывает директор ФГБУ «Главэкспертцентр» Вера Скоробогатова. – Между тем в России всего 22 тыс. китайских студентов. Далее в списке наиболее заметных импортеров образования Индия (почти 200 тыс. студентов учатся за границей), Корея (120 тыс. из них лишь 1200 человек в России). Стоит обратить внимание и на мусульманские страны. Так, президент США Дональд Трамп нам немного помогает: его выпады в отношении мусульманских стран привели к оттоку студентов из Саудовской Аравии – 14,2% потеряла Америка. Также в США заметен отток бразильских студентов». По мнению эксперта, за эти рынки можно и нужно бороться.

Вера Скоробогатова

Отметила Вера Скоробогатова и угрозу наступления европейского образования на традиционно «наших» рынках. По ее словам, есть пять стран, где студенты наиболее лояльны и мотивированны к обучению в российских вузах. Это Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Армения и Узбекистан. При этом в последние годы в этих странах растет доля европейского образования. Так, в Таджикистане в 2017 г. на долю российских вузов пришлось 60% студентов, обучающихся за рубежом. В Армении верными российскому образованию остались 54% студентов, в Узбекистане 52%, в Азербайджане и вовсе только 35% студентов, обучающихся за рубежом, выбрали вузы РФ.

Не стоит недооценивать эти процессы, уверена эксперт. На традиционно «наших» рынках тоже нужно держать руку на пульсе и стимулировать спрос на российское образование. 

Фокус в подтверждении

Какие инструменты позволят подогреть спрос? По мнению Веры Скоробогатовой, необходимо развивать нормативно-правовую базу признания документов об образовании, сертифицировать и аккредитовывать российские образовательные программы на международном уровне и расширять вариативность форм обучения.

Согласно приведенной экспертом статистике, за три последних года по медицинским специальностям «Главэкспертцентром» было признано 4 319 образовательных документов. «По медицинским специальностям делать это очень сложно. Системы подготовки кардинально отличаются. Мы должны признать не просто уровень образования, но и направление подготовки, – рассказывает Вера Скоробогатова. – Иногда сталкиваемся с настоящими коллизиями. К примеру, к нам обратился гражданин Греции, который на родине закончил бакалавриат по специальности «техник с медицинским образованием». В  Греции он может работать в клиниках на современном медицинском оборудовании (КТ, МРТ и т.д.). Он хочет работать в РФ, знает технику и умеет ее обслуживать. Но как его признать, кем? Подобное образование есть в МГТУ им. Н.Э. Баумана –  инженер по медицинским системам. Но это магистерская программа, и мы не можем приравнять иностранного бакалавра к этому уровню образования. В итоге греческий техник по медоборудованию был признан бакалавром сестринского дела и продолжил образование в России с этого уровня».

Не проще, по ее словам, ситуация и на уровне ординатуры. Так, в России подготовка в области ультразвуковой диагностики, МРТ и рентгенологии – разные ординатуры. А в большинстве стран СНГ это одна ординатура. Есть с ординатурой и другие проблемы. К примеру, в странах Латинской Америки срок обучения в ординатуре от 3 лет. В России – 2 года. Этот срок не соответствует запросам студентов из Латинской Америки, на родине у них могут возникнуть проблемы с подтверждением образования.

Для достижения заявленных в «дорожной карте» цифр, необходимо обеспечить иностранным студентам более широкий доступ к образованию в России. В сфере экспорта медицинского образования нужно облегчить процесс признания документов о медицинском образовании, менять нормативно-правовую базу, к примеру, увеличивать срок действия учебной визы, облегчать миграционный учет иностранных студентов. Эти проблемы существенны и мешают комфортному обучению.

Нет комментариев

Комментариев: 1

Токарев Владилен Иванович
Вариативность верификации по дорожной карте экспорта медобразования - это безобразие. Пере или недо - учка.
Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.