Обзор законодательства №39
***
Утверждены методические рекомендации по применению нормативов ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения
Минздрав России приказом от 20.04.2018 г. № 182 утвердил методические рекомендации по применению нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения. Рекомендации направлены на оказание методической помощи органам исполнительной власти субъектов РФ при расчете нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения и определение потребности в медицинских организациях с учетом сложившейся региональной инфраструктуры здравоохранения, уровня обеспеченности объектами здравоохранения, а также кадровой обеспеченности.
Нормы ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения рекомендуется рассчитывать с учетом нормативов объемов медпомощи в расчете на одного жителя (одно застрахованное лицо), установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи, а также порядков оказания медпомощи и стандартов медпомощи.
В частности, в целях полного и своевременного удовлетворения потребности населения в лекарственных препаратах на территории субъекта РФ рекомендуется планировать размещение аптечных организаций, площадей индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, с учетом пешеходно-транспортной доступности.
***
Уточнен порядок обращения лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету
Приказом Минздрава России от 05.04.2018 г. № 149н внесены изменения в некоторые приказы ведомства по вопросам обращения лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету.
Внесены поправки в правила регистрации операций, связанных с обращением комбинированных лекарственных препаратов, которые содержат кроме наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологически активные вещества и в отношении которых предусмотрены меры контроля, аналогичные тем, которые установлены в отношении наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в них.
Также установлено, что указанные комбинированные ЛП подлежат включению в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету.
***
Президент поставил задачу обеспечить рост численности населения и увеличение продолжительности жизни
Указом Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в частности ставится задача обеспечить устойчивый рост численности населения страны и увеличение продолжительности жизни россиян до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет).
При разработке нацпроекта в сфере здравоохранения правительству поручено исходить из того, что в 2024 г. необходимо обеспечить снижение показателей смертности населения трудоспособного возраста (до 350 случаев на 100 тыс.), смертности от болезней системы кровообращения (до 450 случаев на 100 тыс.), смертности от новообразований, в том числе от злокачественных (до 185 случаев на 100 тыс.), младенческой смертности (до 4,5 случая на 1 тыс. родившихся).
Глава государства также поручил правительству ликвидировать кадровый дефицит в медорганизациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, завершить формирование сети медорганизаций первичного звена.
Среди поручений также значится внедрение клинических рекомендаций и протоколов лечения и их использование в целях формирования тарифов на оплату медицинской помощи, а также разработка и реализация программ борьбы с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями, развитие детского здравоохранения и формирование системы защиты прав пациентов.
***
Утверждено положение о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения
Постановлением Правительства РФ от 05.05.2018 г. № 555 утверждено положение о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения.
Ее задачи:
- информационное обеспечение государственного регулирования в сфере здравоохранения;
- информационная поддержка деятельности медицинских организаций, включая поддержку осуществления медицинской деятельности;
- информационное взаимодействие поставщиков информации в единую систему и пользователей информации, содержащейся в единой системе;
- информирование населения по вопросам ведения здорового образа жизни, профилактики заболеваний, получения медицинской помощи, передачи сведений о выданных рецептах на лекарственные препараты из медицинских информационных систем медорганизаций в информационные системы фармацевтических организаций;
- обеспечение доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме.
Положение определяет в числе прочего:
- порядок и сроки представления информации в единую систему;
- участников информационного взаимодействия;
- порядок доступа к информации, содержащейся в единой системе;
- требования к программно-техническим средствам единой системы;
- порядок обмена информацией с использованием единой системы;
- порядок защиты информации, содержащейся в единой системе.
Предусматривается, что нормы утвержденного положения в части, касающейся представления информации в ЕГИСЗ, не применяются в отношении медорганизаций частной системы здравоохранения до 1 января 2019 г., если такие организации ранее не приняли решения о представлении информации в указанную систему.
***
Утверждены правила вывоза биологического материала, полученного при проведении клинического исследования
Постановлением Правительства РФ от 21.04.2018 г. № 480 утверждены правила вывоза из страны биологического материала, полученного при проведении клинического исследования биомедицинского клеточного продукта, для его изучения в целях данного клинического исследования.
Для вывоза требуется заключение (разрешительный документ) Минздрава России. Оно выдается на срок, не превышающий 1 года, независимо от количества перемещений биологического материала через границу. Заключение представляется в таможенные органы. Плата за его выдачу не взимается.
Вывоз биологического материала осуществляет юрлицо, которое организует проведение клинического исследования биомедицинского клеточного продукта.
В течение 10 рабочих дней со дня получения биологического материала организацией иностранного государства, в адрес которой осуществлен вывоз, в Минздрав России должен быть представлен отчет.
Предусмотрены случаи, когда может быть принято решение о прекращении действия заключения, и последствия.
***
Минздрав разъяснил порядок лечения с применением ЭКО за счет средств базовой программы ОМС
Минздрав России письмом от 26.02.2018 г. № 15-4/682-07 разъяснил порядок лечения с применением ЭКО за счет средств базовой программы ОМС.
Рассмотрены, в частности, следующие вопросы:
- порядок направления на проведение процедуры ЭКО за счет средств ОМС;
- особенности направления на процедуру ЭКО пациентов, имеющих ограничение на ее проведение;
- правила назначения и проведения генетических экспертиз родителей;
- порядок выбора медицинской организации для проведения процедуры ЭКО;
- правила проведения расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам;
- критерии эффективности проведенного лечения с применением процедуры ЭКО.
Приводятся формы необходимых документов, а также список медорганизаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам, страдающим бесплодием, с использованием метода экстракорпорального оплодотворения по территориальным программам обязательного медицинского страхования в 2018 г.
***
Утвержден профессиональный стандарт для врачей-кардиологов
Приказом Минтруда России от 14.03.2018 г. № 140н утвержден профессиональный стандарт «Врач-кардиолог».
Согласно стандарту целью деятельности данных специалистов является профилактика, диагностика, лечение заболеваний и (или) состояний сердечно-сосудистой системы, медицинская реабилитация пациентов.
В функции данных специалистов входит:
- проведение обследования пациентов при заболеваниях и (или) состояниях сердечно-сосудистой системы с целью постановки диагноза;
- назначение лечения пациентам при заболеваниях и (или) состояниях сердечно-сосудистой системы, контроль его эффективности и безопасности;
- проведение и контроль эффективности мероприятий по медицинской реабилитации при заболеваниях и (или) состояниях сердечно-сосудистой системы, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов;
- проведение медицинских экспертиз в отношении пациентов при заболеваниях и (или) состояниях сердечно-сосудистой системы;
- проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения;
- проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала;
- оказание медицинской помощи в экстренной форме.
Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения этих функций.
***
Утвержден профессиональный стандарт «Врач-нейрохирург»
Минтруд приказом от 14.03.2018 г. № 141н утвердил профессиональный стандарт «Врач-нейрохирург».
Согласно стандарту целью деятельности данных специалистов является профилактика, диагностика, лечение и реабилитация пациентов с заболеваниями и/или состояниями центральной и периферической нервной системы.
Описываются (обобщенные) трудовые функции по уровням квалификации. Указываются требования к образованию, обучению, опыту практической работы, а также возможные наименования должностей.
***
Определены показатели эффективности контрольно-надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти
Распоряжением Правительства РФ от 27.04.2018 г. № 788-р утвержден перечень ключевых показателей результативности контрольно-надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти. В перечне приводятся критерии, по которым оценивается эффективность контрольно-надзорной деятельности, в том числе Росздравнадзора, Роспотребнадзора, Роструда, ФАС России по осуществляемым ими видам надзора, в частности:
- государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
- федерального государственного экологического надзора;
- федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;
- федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
- государственного надзора за соблюдением антимонопольного законодательства и иных видов контроля (надзора).
Нет комментариев
Комментариев: 0