Предотвратить конфликты и профессиональное выгорание возможно
Сейчас только в ряде частных и в некоторых государственных клиниках проводятся специальные курсы для персонала по общению с онкологическими пациентами. Почему-то считается, что во всех остальных случаях врач справится с коммуникацией самостоятельно.
«Боль - одна из самых распространенных причин обращения к врачу после насморка. Нередко такие пациенты конфликтны. Умение врача общаться - это в том числе и умение эти конфликты гасить. В цивилизованных странах не пройдя тренинг по общению, ни один врач работать не сможет», - говорит медицинский директор и главный врач сети клиник «Клиника Семейная» Павел Бранд.
Грамотный диалог, который смог построить доктор, влияет и на уровень комплаентности больного. Если врач доступно объяснил, почему нужно принимать столько препаратов одновременно, меньше шансов, что его назначения будут проигнорированы. Кроме того, отсутствие базовых знаний по правильной коммуникации и, как следствие, практических навыков в этой сфере ведет к одной из самых частых ошибок врачебной практики - чрезмерному вовлечению в проблемы пациента, следствием которого может стать профессиональное выгорание специалиста. «Нужно ставить границы. Доктор должен сопереживать, но всегда находиться на некоторой дистанции, четко, без потери ощущения внешних границ. Нельзя сочувствовать пациенту», - подчеркнул Павел Бранд.
Врачам необходимо убирать эмоции при общении с трудными пациентами, сохраняя чисто профессиональный взгляд на проблему
Предотвратить профессиональное выгорание возможно. Однако для этого нужно иметь представление о причинах этого процесса и о факторах риска, которые его запускают. «Врачам необходимо убирать эмоции при общении с трудными пациентами, сохраняя чисто профессиональный взгляд на проблему. Тогда, скажем, с разгневанным или чрезмерно эмоциональным пациентом работать станет значительно проще. А значит, и профессионального выгорания не будет», - уверен коуч-тренер по стресс-менеджменту Института междисциплинарной медицины Александр Бударгин.
По его словам, также хорошо, если специалист понимает, какую ситуацию он в состоянии изменить, а какую нет. Крайне полезно снижать ожидания и принять сам факт того, что что-то идет не так, как планировалось. Очень полезны короткие паузы в работе, без которых человек неизбежно рано или поздно «сгорает».
«Для того чтобы наши врачи умели правильно общаться с пациентами, нужны люди которые им этот предмет преподают и умеют это делать на практике. И нужно системное понимание, что это важно. Лично я самостоятельно проходил тренинги по коммуникации и некоторые мои коллеги тоже. Но такие знания нужны абсолютно всем врачам. А сейчас они вынуждены заниматься этим в свободное время и за собственные деньги», - отметил врач-онколог Европейского медицинского центра Михаил Ласков.
Практические специалисты уверяют, что российские врачи просто вынуждены выполнять непрофильные функции. «На Западе существует мощная социальная система по поддержке пациентов. А у нас врач - это и психолог, и социальный работник, и семейный советник. У пациента просто больше никого нет, с кем он мог бы посоветоваться. В итоге доктор несет на себе всю нагрузку», - указывает главный внештатный специалист по детской гематологии Минздрава России, директор ФНКЦ ДГОИ им. Д. Рогачева Александр Румянцев.
При этом до сих пор нет ни одного отечественного исследования на тему межличностной коммуникации в медицине, используются наработки зарубежных коллег. Некоторый прогресс наметился в последнее время в сфере сестринского общения. Однако очевидно, что смысловое наполнение этих дисциплин совершенно разное. Впрочем, как отмечают эксперты, постепенно отрасль движется в сторону индивидуального лицензирования медицинских специалистов. Такой формат работы предполагает и совсем иной уровень коммуникации «врач-пациент». А значит, медику, который захочет быть востребованным на рынке труда, придется осваивать и коммуникативные навыки тоже.
Нет комментариев
Комментариев: 1