Реальные зарплаты медработников почти не выросли за время пандемии
Анализ правоприменительной практики в области начисления федеральных и региональных стимулирующих выплат работникам медицинских организаций, оказывающих помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией, выявил массу нарушений. Законодательные нормы создавали почву для недовольства, а реальный рост зарплат в здравоохранении в первом полугодии даже с учетом «ковидных» доплат оказался незначительным. Такой вывод сделали эксперты ЦНИИОИЗ в аналитическом докладе «Меры государственной поддержки лиц, связанных с лечением COVID-19», с которым ознакомился «МВ».
В докладе под общей редакцией научного руководителя НИИ академика РАН Владимира Стародубова (после публикации материала «МВ» доклад удален с сайта ЦНИИОИЗ, копия имеется в распоряжении редакции) приводятся данные, свидетельствующие, что по сравнению с первым полугодием 2019 года в 2020 году средняя зарплата в сфере здравоохранения в России выросла на 10%. При этом, по предварительным экспертным оценкам, заработная плата многих медработников снизилась. Так, например, было выявлено снижение зарплат в федеральных организациях девяти субъектов России — в основном из-за уменьшения объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
«Мифические» надбавки
В свое время все регионы отчитались о достижении уровня зарплаты медработников, определенного майскими Указами Президента России 2012 года. Это означает, что врачи на начало 2020 года получали в среднем 200% от среднемесячного дохода от трудовой деятельности по соответствующему субъекту. Постановление Правительства № 415 [о стимулирующих выплатах медработникам за особые условия труда и дополнительную нагрузку при работе с пациентами с COVID-19] добавило к зарплатам врачей, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, еще 100% (другим специалистам, имеющим право на эти выплаты, – 80%). Следовательно, общий размер заработной платы этих категорий медработников должен был составить 300 и 280% от среднемесячного дохода в регионе соответственно, отмечают авторы доклада.
Средний по России показатель среднемесячного дохода от трудовой деятельности составил по итогам 2019 года 39,9 тыс. руб. Врачи инфекционных стационаров получат дополнительно по Постановлению Правительства № 484 [о стимулирующих выплатах за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании помощи пациентам с COVID-19] еще 200% сверх этой суммы. Таким образом, специалисты, имеющие право на обе выплаты, получат суммарно 500% от значения показателя среднемесячного дохода, или в среднем по 200 тыс. руб.
По данным Росстата, средняя зарплата врачей в России по итогам первого полугодия 2020 года составила 87 153 руб. (за первое полугодие 2019 года — 79,2 тыс. руб.), среднего медперсонала – 44 779 руб. (39,35 тыс. руб.), младшего медперсонала – 39 297 руб. (35,58 тыс. руб.) |
Большинство субъектов установили также региональные выплаты медработникам. Поэтому размер зарплаты врачей должен быть еще выше. Однако это все гипотетические расчеты, далекие от реальности.
На практике немногие занятые лечением COVID-19 специалисты увидят такие деньги, так как положенные по майским указам 200% они получали не в виде оклада, а за счет многочисленных «накруток» в виде выплат стимулирующего характера, за счет платных услуг, которых сейчас практически нет, и т.д. Поэтому ничто не мешало главному врачу снять все виды выплат, которые осуществлялись ранее за счет средств ОМС и платных медицинских услуг и оставить только федеральные и региональные выплаты за работу с коронавирусной инфекцией, указывается в докладе ЦНИИОИЗ.
Льготы без гарантии
В нем отмечается, что специалисты, задействованные в борьбе с COVID-19, имеют право на широкий круг гарантий, льгот и компенсаций. Но на практике многие из них не реализуются или реализуются не полностью. Прежде всего речь идет о праве на сокращенную рабочую неделю, дополнительный оплачиваемый отпуск, праве на льготный порядок исчисления стажа для досрочного выхода на пенсию (время работы во время эпидемии будет засчитываться в стаж в двукратном размере) и выплаты компенсационного характера.
При этом нередко работники «традиционных» инфекционных больниц и отделений получают все предусмотренные государством меры социальной поддержки, а работники новых «ковидных» – только часть из них.
Разочарование вызвало и то, что реальный «ковидный» стаж оказался гораздо ниже озвученного первоначально. Медикам засчитывали в льготный стаж за работу в перепрофилированном медучреждении день за два, а не за три, как предполагалось изначально.
В период наиболее активной фазы распространения коронавирусной инфекции многие медорганизации перешли на 14-дневный режим работы. Обычно это предписывалось решениями региональных властей. Но такой режим противоречит требованиям трудового законодательства. Например, выходные дни должны предоставляться работникам каждую неделю. Любой режим рабочего времени должен предусматривать еженедельный непрерывный отдых, при этом он не может быть перенесен, подчеркивают эксперты ЦНИИОИЗ.
По их данным, иногда медучреждения сознательно шли на вынужденные нарушения законодательства. Продолжительность рабочей недели при работе с инфекционными заболеваниями не должна превышать 36 часов. На практике частыми были случаи переработки, нарушения ограничений на совместительство и сверхурочные, так как в случае недостатка кадров при переходе на 14-дневный режим работы и по ряду других причин медорганизации просто физически не могли предоставить в «ковидных» подразделениях 36-часовую рабочую неделю.
Несправедливо забытые
«Зачастую руководство медицинских организаций просто не задумывается над тем, что работникам даже временно перепрофилированных отделений полагаются установленные государством меры поддержки. Есть и другие причины для этого: финансовые (стремление сэкономить средства в условиях их ограниченности), юридические (неоднозначность правовых норм применительно к случаям временной смены профилей коек), организационные (недоработки, несогласованность действий и т.д.) и т.д.», — отмечается в документе.
Например, кадровая служба может просто не озаботиться тем, чтобы направить в Фонд социального страхования и в Пенсионный фонд информацию, необходимую для назначения работникам соответствующих льгот. Правовые лакуны возникали и в отношении совместителей, временно перебрасываемых из одного учреждения в другое.
В Постановлении № 415 говорится про «установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время» (впоследствии эта формулировка была изменена). Данную норму работодатели пытались трактовать по-разному. Например, если за смену врач столкнулся только с одним «ковидным» пациентом из 20, то расчет размера выплаты нередко производился как 1/20 от суммы, полагающейся за смену.
В докладе особо выделяются проблемы с младшим медперсоналом — из-за «оптимизации» численности этой категории медработников в рамках исполнения майских указов. С ними столкнулись большинство государственных и муниципальных организаций, перепрофилированных для оказания помощи больным COVID-19, даже «самые современные и хорошо оснащенные московские клиники».
«Объявленные выплаты стимулирующего характера за работу с пациентами с коронавирусом вновь активизировали протестные настроения сотрудников, переведенных из санитарок в уборщицы, поскольку эти федеральные выплаты предназначены для медработников, но не для уборщиц», — отмечается в докладе. При этом в Правилах, утвержденных Постановлением № 415, применительно к младшему медицинскому персоналу говорится, например, о выплатах «младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания специализированной медицинской помощи». Исходя из этой формулировки выплаты санитаркам полагаются. А исходя из текста самого Постановления № 415 – нет (выплаты полагаются только оказывающим медицинскую помощь).
Под выплаты стимулирующего характера не попали сотрудники многих подразделений, не занятых непосредственно в оказании медицинской помощи, например, лаборанты, а также немедицинский персонал. В эту категорию не вошли, например, водители скорой медицинской помощи, не состоящие непосредственно в штате медорганизации, а работающие в автотранспортных предприятиях на аутсорсинге. С одной стороны, прямых ограничений нет. Но и прямого указания в нормативных актах по их поводу тоже нет, что может стать основанием для отказа в выплатах (в Постановлении Правительства РФ № 695 от 16.05.2020, регламентирующем страховые выплаты, говорится только о медорганизациях).
Сдержанный прогноз
Авторы доклада полагают, что риски снижения заработной платы части медработников и ее задержек остаются высокими, так как до сих пор большинство медучреждений выживали за счет 100% авансов от страховых медицинских организаций в системе ОМС, не покрытых выставляемыми счетами за оказанную медицинскую помощь, в том числе по причине простоя. Их предложение – задействовать механизмы по поддержке медорганизаций из федерального бюджета.
Так как прогнозы эпидемиологической обстановки показывают, что активный этап борьбы с коронавирусной инфекцией будет продолжаться еще достаточно долго даже при широкой вакцинации и создании эффективных лекарственных препаратов, выплаты стимулирующего характера и осуществление других мер поддержки медицинских работников необходимо будет продолжить минимум до конца года. При этом дополнительное продление денежных выплат в условиях постепенного снижения уровня распространения коронавирусной инфекции должно происходить путем поэтапной отмены федеральных и региональных выплат стимулирующего характера и переводом их в выплаты компенсационного характера. Выплаты работникам стационаров должны остаться до тех пор, пока сохраняются отделения, специализирующиеся на лечении COVID-19.
«Если не будут задействованы заявленные механизмы по поддержке медицинских организаций из федерального бюджета, ситуация с зарплатами к концу года может резко ухудшиться», — делают вывод эксперты.
«МВ» направил запрос в Минздрав с просьбой прокомментировать выводы головного ведомственного аналитического института.
Нет комментариев
Комментариев: 0