Синдром Барде — Бидля – это редкое мультисистемное аутосомно-рецессивное заболевание, которое относится к цилиопатическим расстройствам. Цилиопатия – гетерогенная группа патологических состояний, которые обусловлены нарушением структуры или функции ресничек-цилий, органелл, которые представляют собой волосковидные структуры, располагающиеся на поверхности эукариотических клеток.
Цилии могут быть неподвижными (первичными) и подвижными (вторичными). Первичные реснички участвуют в клеточной передаче сигналов в органогенезе (процесс формирования зачатков органов и их дальнейшей дифференциации в ходе индивидуального развития организмов) и гомеостазе. Их дисфункция вызывает такое состояние, как цилиопатия. Повреждение первичных ресничек приводит к развитию синдрома Барде — Бидля.
Распространенность этого синдрома достаточно вариабельна. Считается, что в среднем заболевание встречается с частотой 1 на 125—160 тыс. населения. Чаще его регистрируют в популяциях с высокой степенью кровного родства или географически изолированных. На сегодня в мире выявлено немногим более 950 случаев синдрома Барде — Бидля.
К особенностям этого синдрома, затрудняющим работу врача, по мнению спикера, относится высокий полиморфизм клинических проявлений. Это объясняется большим содержанием ресничек в различных органах организма. Диагноз устанавливается на основании клинических проявлений – четырех основных критериев или трех основных и двух дополнительных.
Основные критерии – ожирение, дистрофия сетчатки, полидактилия (лишние пальцы), аномалия почек, гипогонадизм, умственная отсталость. Проявления дополнительных критериев – еще более разнообразны. Это различные патологии и нарушения эндокринной и нервной систем, органов зрения, обоняния (в том числе аносмия), а также заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы и многие другие. Часто у пациентов с синдромом Барде — Бидля встречаются брахидактилия (короткопалость), синдактилия (сращение пальцев), полидактилия, ожирение, гипогонадизм.
Описано более 25 генов, мутации в которых могут вызывать синдром. Большинство из них кодируют белки, связанные с интрафлагеллярным транспортом. В российской популяции (данные Медико-генетического научного центра им. акад. Н.П. Бочкова) описаны 25 пациентов с синдромом Барде — Бидля, частота патогенных вариантов в гене BBS7 составляла 24%.
Представив эту редкую генетическую патологию, спикер рассказала об опыте сотрудников Центра лечения и профилактики метаболических заболеваний и ожирения в диагностике, лечении и динамическом наблюдении пациентов с синдромом Барде — Бидля. Сегодня под их наблюдением находятся 16 детей с этим диагнозом. Большинство из них – мальчики. Средний возраст постановки диагноза – 7,4 года.
В 25% случаев в выборке возникновение заболевания было связано с близкородственным браком у родителей. Наиболее частой причиной синдрома Барде — Бидля были генетические варианты в генах BBS1 и BBS10, что соотносится с данными зарубежной литературы.
У пациентов с мутациями в гене BBS1 (n = 6) были диагностированы: ожирение (у всех), патология нервной системы, органов зрения (у 5 пациентов), полидактилия (у 4), патология почек (у 3).
В группе пациентов с мутациями в гене BBS10 (n = 4) отмечены: ожирение, патология органов зрения, нервной системы и полидактилия (у 3 пациентов). Нарушение полового развития и констипационный синдром (хронический запор) были отмечены только в группе с генетическими вариантами в гене BBS10 (у 2 пациентов), а патология почек – в 1 случае.
Следующая группа – пациенты с генетическими вариантами в гене BBS7. В ней также все пациенты имели ожирение, патологию со стороны почек, органов зрения, нервной системы, полидактилию (у 2 пациентов): у одного пациента установлено узловое образование в щитовидной железе, у другого – врожденный порок сердца (коарктация аорты, аберрантная правая подключичная артерия, открытый артериальный проток, дефект межжелудочковой перегородки и открытое овальное окно).
Еще одна группа – пациенты с генетическими вариантами в генах BBS2 и MAX (2 человека). У них отмечали ожирение, патологии органов зрения, нервной системы, почек и полидактилию.
Спикер обратила внимание, что при всем разнообразии клинических проявлений синдрома Барде — Бидля во всех патогенетических группах единственно неизменным симптомом было ожирение. Собственно, именно с ним пациенты были направлены в центр.
Развитие ожирения у пациентов с синдромом Барде — Бидля обусловлено тем, что происходит нарушение функции неподвижных ресничек в лептин-меланокортиновом пути, играющем центральную роль в регуляции потребления пищи, расхода энергии и массы тела. Это вызывает как дисфункцию ресничек, так и нарушение сигнализации рецептора лептина (усиление голода и снижение чувства насыщения, вызывающие гиперфагию).
У врачей появились патогенетические средства для лечения гиперфагии и ожирения у детей. Спикер подробно остановилась на терапии с применением агониста рецептора меланокортина-4 (MC4R), который восстанавливает активность меланокортинового пути. Его основной эффект – снижение чувства голода.
Препарат официально не зарегистрирован в России, но благодаря фонду «Круг добра» доступен для пациентов с синдромом Барде — Бидля и еще более редкими формами моногенного ожирения. Результаты этой терапии (пациенты применяют препарат 10 месяцев) были проиллюстрированы клиническим примером.
На фоне терапии у пациента отмечено снижение веса на 6,5 кг за счет снижения полифагии, улучшен композиционный состав тела, снижение веса происходило только за счет жировой ткани. Спикер также подчеркнула прогрессию полового развития пациента и, что также важно, улучшение психоэмоционального состояния. Из побочных эффектов отмечалась только гиперпигментация кожных покровов и единичные случаи спонтанной эрекции.
Ведение пациентов с синдромом Барде — Бидля требует мультидисциплинарного подхода и тесного взаимодействия специалистов различных профилей. Только комплексный подход обеспечивает своевременную диагностику клинических проявлений патологии и максимально раннее начало терапевтического вмешательства.
Нет комментариев
Комментариев: