Рейтинг эффективности здравоохранения регионов РФ

19.04.2018
00:00
Многие субъекты РФ могут добиться более высоких значений ожидаемой продолжительности жизни при имеющихся финансовых, кадровых и материально-технических ресурсах. Все дело в эффективности управления. Такие выводы делает Высшая школа организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), эксперты которой разработали и составили рейтинг эффективности систем здравоохранения 85 регионов России за 2016 г.

Увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 78 лет к 2024 г. – цель поставлена в Перечне поручений по реализации послания Президента РФ Федеральному собранию. «Это сверхзадача для отрасли здравоохранения, - подчеркнула председатель Оргкомитета конференции «Оргздрав-2018», руководитель ВШОУЗ Гузель Улумбекова. - Она потребует огромной концентрации усилий глав регионов и организаторов здравоохранения всех уровней. Мы специально скорректировали программу конференции, чтобы обсудить особенности миссии здравоохранения на предстоящие 6 лет, какие программы надо реализовать и как надо изменить стратегическое и оперативное управление медицинскими организациями».

Лучшие регионы были отмечены на пленарном заседании конференции «Оргздрав-2018. Эффективное управление медицинской организацией».

О методике 

Эффективность означает возможность добиться того же результата за меньшие деньги или лучших результатов за те же деньги. Рейтинг основан на международной практике проведения подобных расчетов и рассчитывается на основании 4-х показателей, каждый из которых имеет удельный вес при подсчете баллов.

Методика расчета рейтинга эффективности здравоохранения регионов РФ

Для расчетов использовались актуальные данные Росстата и Казначейства РФ за 2016 г. Стоит отметить, что устоявшееся мнение о том, что от деятельности системы здравоохранения здоровье населения зависит мало, – это миф. Обосновано, что в странах, где расходы на здравоохранение на душу населения меньше 2000 долл., оцененных по паритету покупательной способности, есть прямая связь между государственным финансированием здравоохранения и здоровьем населения. Для справки: в 2016 г. в России госрасходы на здравоохранение составили около 850 долл. ППС на душу. Более того, расчеты ВШОУЗ на примере РФ за 2011-2016 гг. показали, что главными факторами, определяющими состояние здоровья граждан (ОПЖ), являются: социально-экономические (уровень ВРП на душу населения), образ жизни населения (потребления алкоголя и распространенность табакокурения) и деятельность здравоохранения (подушевые государственные расходы на эту сферу). Количественно их влияние распределяется следующим образом: от финансирования государственной системы здравоохранения ОПЖ зависит на 30%, от уровня ВРП – на 37%, от образа жизни – на 33%.

Веса названных показателей в рейтинге были определены путем оценки степени их влияния на ОПЖ и различий между максимальными и минимальными значениями этих показателей по всем регионам. Наибольший вес в рейтинге имеют значения ОПЖ (50%) и государственное финансирование здравоохранения (30%). Остальные факторы - ВВП на душу населения и потребление алкоголя имеют вес по 10% каждый.

Таким образом, в рейтинге по значению ОПЖ судят, каково здоровье населения и как влияет на него работа системы здравоохранения. Тот регион, который из всех 85 субъектов РФ имеет самое большое значение ОПЖ, получает 50 баллов, самое низкое – 0 баллов. Самое высокое ОПЖ в Республике Ингушетия – 80,8 года, соответственно по этому показателю регион набирает 50 баллов.

Далее, анализируют три показателя, которые влияют на здоровье населения: подушевые государственные расходы на здравоохранение, уровень валового регионального продукта (ВРП) и потребление крепких алкогольных напитков в расчете на душу населения. По каждому из них считают баллы, которые затем суммируются для получения итогового балла с учетом веса этого фактора. Подушевые государственные расходы на здравоохранение включают все источники финансирования (бюджеты всех уровней и средства ОМС). Эти расходы определяют объемы бесплатной медицинской помощи и рассчитываются без учета коэффициента дифференциации, чтобы регионы были сопоставимы между собой. Чем ниже эти расходы, тем выше балл в рейтинге.

ВРП на душу населения отражает уровень экономического развития субъекта РФ, от его значения косвенно зависят региональные расходы на здравоохранение и возможность населения платить за медицинские услуги из своего кармана. Чем ниже этот показатель, тем выше балл в рейтинге.

Таким образом, субъекты РФ, имеющие самые высокие значения расходов на здравоохранение и ВРП, получают самый низкий балл. И, наоборот, те, кто небогат и меньше всех потратил на медицинскую помощь, получают самый высокий балл. Например, самые высокие значения ВРП на душу населения в Ненецком, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах, Сахалинской области, Чукотском автономном округе, в городе Москва. Эти регионы получают самые низкие баллы по этому показателю. В этих же субъектах сложились одни из самых высоких государственных расходов на здравоохранение (выше, чем в среднем по РФ, где они составляют 15,9 тыс. руб. на душу населения). Обращаем внимание, что среднее значение по РФ рассчитано по значениям финансирования здравоохранения без коэффициента дифференциации. Соответственно и по этому показателю названные регионы получают невысокие баллы.

Показатель потребления алкоголя на душу населения имеет небольшой вес – 10% и введен, чтобы нивелировать влияние на ОПЖ этого отрицательного фактора, т.е. оценить влияние только системы здравоохранения на здоровье населения. Например, известно, что чем меньше уровень потребления алкоголя, тем дольше живут граждане, однако от деятельности системы здравоохранения этот показатель зависит мало. Соответственно те регионы, где здоровье населения не отягощено высоким потреблением спиртных напитков, получают самый низкий балл.

Затем все баллы суммируются и получается итоговое место в рейтинге. На первых местах по эффективности здравоохранения оказываются те субъекты РФ, которые относительно других регионов смогли добиться самых высоких показателей ОПЖ при относительно низком уровне государственного финансирования здравоохранения и ВРП.

Кто вышел в лучшие

В первую десятку рейтинга входит большинство регионов Северо-Кавказского федерального округа: республики Дагестан, Ингушетия, Чеченская, Кабардино-Балкарская, а также Ставропольский край. Два региона из Приволжского федерального округа – Кировская область, Чувашская Республика. Из Южного федерального округа в десятку вошли Республика Адыгея, Волгоградская и Ростовская области. Из Центрального федерального округа никто не попал в первую десятку. На первом месте – Республика Дагестан, в ней граждане живут до 77,2 года, почти как в «новых-8» странах ЕС – Чехии, Эстонии, Венгрии, Польше, Словакии, Словении, Латвии и Литве (77,4 года в 2015 г.).

Правда, в СКФО и ЮФО благоприятный климат и граждане ведут более здоровый образ жизни. А то, что там меньше потребляют горячительные напитки, они получили вычет из суммарного балла в рейтинге.

10 лучших и 10 худших регионов РФ по эффективности здравоохранения в 2016 г.

Интересно другое, как в десятку лучших попали субъекты РФ, расположенные в центральной части России – Кировская область и Чувашская Республика. Как удалось, например, Республике Мордовия, она на 13-м месте, достигнуть ОПЖ в 72,3 года, что выше, чем в среднем по РФ (71,9 года), когда на здравоохранение в этой области тратится на 4% меньше, чем в среднем по стране. Или, например, Белгородская область (она на 21-м месте в рейтинге) - в этом субъекте ОПЖ на 1 год выше, чем в среднем по стране (72,9 года), хотя на здравоохранение тратится на 5% меньше.

Существенные резервы повышения эффективности здравоохранения есть в таких обеспеченных регионах, как: Москва (26-е место), Республика Татарстан (29), Санкт-Петербург (37), Московская область (30), Самарская область (44), Красноярский край (73), Пермский край (72), Иркутская область (83), Сахалинская область (84). В этот список попали те регионы, которые по уровню финансирования здравоохранения и экономическому положению точно могли бы добиться лучших результатов в значении ОПЖ при существующем уровне финансирования. Например, Москва при уровне ВРП на душу населения, выше, чем в ЕС в среднем, должна иметь ОПЖ не 77 лет, а как в странах ЕС – 80-81 год.

Замыкают список 10 самых низких по эффективности здравоохранения регионов – Свердловская область, Тверская область, Республика Коми, Еврейская автономная область, Республика Хакасия, Камчатский край, Магаданская область, Иркутская область, Сахалинская область, Чукотский автономный округ. Этим регионам необходимо самое пристальное внимание уделить вопросам охраны здоровья граждан, в том числе доступности и качеству медицинской помощи. 

Регионы-победители в соответствующих климатогеографических зонах

ВШОУЗ разделил все субъекты РФ на четыре группы в зависимости от климатогеографических условий:

1) Центральная зона (регионы Центрального, Приволжского и Северо-Западного федеральных округов).

2) Южная зона (регионы Южного и Северо-Кавказского ФО).

3) Уральская и Зауральская зона (регионы Уральского, Сибирского и Дальневосточного ФО).

4) Арктическая зона.

Рейтинг эффективности здравоохранения субъектов Центральной зоны

В скобках указано место региона в общем рейтинге.

Видно, что на первом месте Кировская область, республики Чувашия и Мордовия. В Кировской области ОПЖ практически на уровне среднего значения по РФ (71,7 года), хотя на здравоохранение они тратят на 9% меньше, чем в среднем по стране. А вот в Новгородской области эти расходы находятся на уровне среднего значения по РФ, однако ОПЖ в регионе на 2,7 года ниже.

Рейтинг эффективности здравоохранения субъектов Южной зоны

На первых местах Республики Ингушетия и Дагестан, Волгоградская область. В Республике Ингушетия самое высокое значение ОПЖ среди всех субъектов РФ – 80,8 года, при этом на здравоохранение в регионе тратится на 9% меньше, чем в среднем по РФ. В Волгоградской области ОПЖ 72,5 года, что на 0,6 лет выше, чем по РФ в среднем, при этом на здравоохранение в этой области тратят на 32% меньше, чем по РФ в среднем. Правда, следует отметить, что низкие расходы на здравоохранение могут в последующие годы обернуться снижением позиции в рейтинге, так как неизбежно связаны со снижением доступности и качества медицинской помощи.

Республике Крым и Краснодарскому краю придется серьезно подтянуться. В Крыму сегодня ОПЖ на 2,1 года ниже, чем в Краснодарском крае. Но сам Краснодарский край отстает по ОПЖ на 0,6 года от Ставропольского края. При этом в Ставрополье тратят на здравоохранение на 10% меньше, чем у них. Краснодарский край, чтобы серьезно подняться в рейтинге должен иметь ОПЖ как минимум на 1 год выше, чем сегодня.

Рейтинг эффективности субъектов Уральской и Зауральской зоны

Первыми в списке оказались Томская, Тюменская и Новосибирская области. В Томской области ОПЖ практически на уровне среднего значения по РФ (71,7 года), хотя на здравоохранение они тратят на 9% меньше, чем в среднем по стране. В богатейшей Сахалинской области на здравоохранение тратится на 76% больше, чем в среднем по РФ, однако это не позволяет добиться значимых результатов – ОПЖ в регионе на 3,2 года ниже, чем в среднем по РФ.

Рейтинг эффективности субъектов Арктической зоны

Ханты-Мансийское здравоохранение оказалось на первом месте несмотря на то, что госрасходы на здравоохранение у них на 48% больше, чем в среднем по стране. Это место им обеспечило высокое ОПЖ – на 1,6 года выше, чем в среднем по РФ, и самое высокое в Арктической зоне. Самое низкое значение ОПЖ (64,4 года) – в Чукотском АО и Магаданской области, хотя в этих регионах на здравоохранение тратится на 50% больше, чем в среднем по РФ.

Делайте выводы

Рассматриваемый рейтинг – это, конечно, макро-срез в анализе деятельности здравоохранения регионов в сравнении друг с другом. В чем могут быть причины низкой эффективности здравоохранения в регионах?

Первая причина – это неверно выстроенные приоритеты в расходах. Например, дефицитные средства здравоохранения можно потратить на стройки и оказание дорогостоящих видов медицинской помощи, например ЭКО, или же направить на бесплатные лекарства для большинства населения. Ведь с 2012 по 2016 г. по стране государственные расходы на здравоохранение не только не выросли, но и сократились в реальных ценах. А в такой ситуации, если по какой-то статье расходов прибыло, то значит, где-то убыло. Значит, нужно следить, чтобы расходы шли только по приоритетным статьям, которые будут способствовать улучшению здоровья большинства населения. Для РФ важнейшими приоритетами должны стать улучшение здоровья детей и подростков, среди которых первичная заболеваемость по сравнению с советским временем возросла в разы (в 1,6 - у детей и 2,4 раза - у подростков). Также приоритетны расходы на снижение смертности российских мужчин, которые в 2016 г. жили почти на 11 лет меньше, чем российские женщины.

Вторая причина низкой эффективности здравоохранения в регионах – это дефицит врачей, особенно в амбулаторно-поликлиническом звене. Не попадешь к врачу вовремя, значит, есть риски ухудшения здоровья.

Третья причина – неудовлетворительное качество медицинской помощи. А его только контрольными проверками не улучшить. Для этого нужны системные меры по подготовке и повышению квалификации врачей, внедрение стандартов безопасности пациентов в лечебных учреждениях. И, наконец, чтобы система здравоохранения была эффективной, нужны грамотные управленцы, владеющие современными методами управления лечебными учреждениями. Чтобы эффективно управлять, недостаточно быть хорошим врачом, необходимо владеть знаниями в сфере управления, экономики и финансов.

Эксперты ВШОУЗ также обратили внимание на то, что в регионах-передовиках рейтинга исполнительные власти уделяют большое внимание здоровому образу жизни граждан – контролю за потреблением алкоголя, снижению распространенности табакокурения, активным занятиям спортом. Даже наша поправка на уменьшение баллов в рейтинге из-за невысокого потребления алкоголя не смогла снизить позицию этих регионов в рейтинге.

От редакции:

В таком комплексном процессе как качество управления здравоохранением важную роль могут играть и другие не менее весомые факторы. И какие именно показатели закладывать в основу подобной системы оценок – вопрос, требующий обстоятельной дискуссии. Если у заинтересованных сторон есть предложения по другим моделям составления рейтинга, редакция портала Medvestnik.ru с готовностью предоставит площадку для выражения профессиональных мнений.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 1

Шепотько Александр Иванович
Пора провести спец курс для руководителей региональных Министров здравоохранения в ЧУВАШИИ.Кто не сдаст зачёт.......,срочно ЗАМЕНИТЬ!!!!!!!
Первые вопросы:Что такое качественное управление???? Как Министр "понимает"????... и отвечает перед законом!!!!! за неудовлетворительные показатели здоровья населения ..... регионального здравоохранения......?
Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.