Руководители медучреждений рассказали о трендах в цифровизации медицины

28.06.2022
18:46
Эффективность работы клиники сегодня напрямую зависит от автоматизации процессов. Многим российским стационарам удается развивать цифровые экосистемы, другие становятся заложниками своих же инициатив из-за скудного бюджета и кадров в IT-сфере. Тренды и ключевые проблемы цифровизации медицинских организаций обсуждались на конференции, организованной компанией «СП.АРМ» 9 июня на конгрессе ITM в Петербурге.
Фото: «СП.АРМ»

Код пациента

«Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы» в Санкт-Петербурге планирует полностью отказаться от бумажных историй болезни к 1 июля 2022 года. Об этом заявил главный врач учреждения Сергей Петров в рамках научно-практической конференции «Цифровая экосистема эффективной и качественной медицины», прошедшей под эгидой IT-разработчика «СП.АРМ».

В будущем больница намерена выдавать пациентам браслеты с кодом доступа к электронной медкарте, чтобы исключить путаницу с именами и бумажными носителями, а рабочие места врачей оснастить сканерами кодов. «50% пациентов в силу тяжести состояния не могут даже назвать своей фамилии, поэтому для нас крайне важно, чтобы мы знали, какой пациент сейчас перед нами», — пояснил главврач.

В рамках подготовительного этапа учреждение перешло на медицинскую информационную систему (МИС) qMS, закуплены электронные подписи и USB-ключи с сертификатом ФСТЭК для каждого работника, а также 400 новых компьютеров. Так в больнице появилась виртуальная экосистема, резюмировал Сергей Петров.

Толчком к переходу на виртуальные медкарты послужил в том числе приказ Минздрава РФ № 947 «Об утверждении порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов», вышедший в сентябре 2020 года. На сегодня отказ от бумажных носителей в стационарах зависит от решения руководства и носит рекомендательных характер. Эксперты советуют приступить к этому процессу как можно раньше, чтобы избежать проблем в будущем, когда нововведение станет обязательным.

«Однажды, когда мы начали готовить пациента к операции, один из ординаторов обратил внимание, что фамилия больного не соответствует той, что написана на диске со снимками, с которым его прислали из региона, — привел пример помощник директора Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины им. Никифорова МЧС России Михаил Бахтин. — Выяснилось, что это разные пациенты. Надо избавить врача от этой и подобных возможных ошибок».

Эксперт отметил, что носитель информации должен оставаться там, где его создали, а электронная карта будет следовать за пациентом «в облаке».

Как подчеркнул Сергей Петров, полный переход Елизаветинской больницы на электронный документооборот тормозят старые приказы Минздрава РФ об обязательных формах справок. Это в том числе листы назначений, анкеты информированного согласия, температурные листы, а также формы 003 и 025, которые в обязательном порядке пока формируются в бумажном виде. Петров выступил с инициативой создания виртуальных аналогов таких документов.

Виртуальные помощники

В России более 100 видов медицинских информационных систем, еще больше сопутствующих IT-продуктов, сообщил главный врач консультативно-диагностического центра НМИЦ им. Алмазова Дмитрий Овчинников. Руководитель КДЦ рассказал, как устроена виртуальная экосистема его медучреждения. Она включает (МИС) qMS, сервисы электронной очереди, бухгалтерии, а также лабораторную информационную систему.

Сервисы позволяют выводить данные о пациенте в виде инфографики, сокращая тем самым время приема. «Аналитика — это вопрос управленцев в первую очередь, но мы поэкспериментировали и посмотрели, как можно трансформировать дневник головной боли, который заполняет пациент, в такую визуализацию, — пояснил эксперт. — Врач по одному нажатию кнопки может посмотреть срез и не высчитывать в табличке количество дней и болей, а сразу оценить картину, как пациент прожил месяц. Я раньше на это тратил минуты 2—3, а здесь это видно сразу».

Таким же образом на экране компьютера контролируются доходы центра по дням недели. «В свое время мы выявили, что у нас понедельники — хуже не придумаешь, самый большой процент недоходов, — отметил он. — Мы выделили дополнительные мощности колл-центра, чтобы они обзванивали этих пациентов дополнительно, хотя они и так получают автоматический звонок. Таким образом увеличили загрузку».

Врач стационара мыслит не фамилиями пациентов, а больничными койками, подчеркнул заместитель главного врача по кардиологии «Клиники Пирогова» Вадим Жук. «Мы решили нарисовать в системе койки ровно так, как они находятся в палате, — поделился он. — Глядя на карту, врач получает нужную информацию. Видит, что человеку назначено, как оборудована палата: пиктограммами обозначаются противопролежневый матрас, аппарат ИВЛ, какие-то приборы. Специалист может со своего рабочего места сделать назначения медикаментов, услуг, открыть расписание».

С помощью виртуальных помощников врач становится уже не писателем и читателем, а исследователем, подчеркнула руководитель учебно-методического отдела «СП.АРМ» Елена Донцова. По ее словам, помимо визуализации, трендом 2022 года в цифровизации медицины стало создание виртуальных помощников врача и пациента. Это, например, телеграм-боты, которые помогают заполнять карточки и следить за расписанием, а также голосовое управление. «Голосовым вводом не всегда удобно пользоваться, особенно в присутствии пациента, — добавила эксперт. — А голосовое управление — это более интересный вариант, когда врач может открыть нужную закладку в электронной медицинской карте».

Квест для врача

Красноярской краевой клинической больнице в 2021 году удалось сэкономить 10 млн руб. за счет частичного перехода на электронные носители информации. Таких результатов удалось добиться благодаря виртуальной корпоративной игре, установленной на платформе МИС qMS. В ней сотрудников дополнительно премируют за отказ от работы с бумагой. Теперь руководство красноярской больницы поставило задачу сократить печать на 75% в сравнении с предыдущими годами.

«По результатам мая мы сократили объем печати на 435 тыс. страниц», — сообщил руководитель Центра информационного и документального обеспечения больницы Олег Черкашин.

В форме квестов больница проводит также обучение сотрудников и ознакомительные туры для новичков. В привычку входят виртуальные опросы, которые измеряют удовлетворенность сотрудников работой в краевой больнице. Так, например, после февраля нынешнего года руководство зафиксировало падение настроения работников на 5%: с 8,6 балла до 8,2 по десятибалльной шкале.

Кадровый голод

Главный врач Республиканской клинической больницы Татарстана Рафаэль Шавалиев в рамках конференции представил показатели «цифровой зрелости» региона. Татарстан намерен перейти на выдачу электронных рецептов к 2030 году: их планируется загружать в личные кабинеты пациентов на федеральном интернет-портале. Кроме того, половину пациентов будут наблюдать дистанционно также посредством интернет-сайта.

Республиканская клиническая больница Татарстана за несколько десятилетий пережила смену трех информационных систем. «Первые три проекта шли без стратегического планирования, не получалось охватить все аспекты деятельности медицинской организации, — отметил Рафаэль Шавалиев. — Когда у вас работают 3 тысячи сотрудников, довести все компоненты внедрения — сложная задача». С декабря 2021 года стационар перешел на МИС qMS, которая дала первые результаты за полгода: расходы на лекарства и медицинские изделия учреждения сократились на 7%; время, которое персонал тратит на непрофильные задачи, уменьшилось на треть; оборот койки вырос на 4%.

В тарифах ОМС сегодня не заложены траты на поддержку IT-инфраструктуры. По словам Шавалиева, многие медицинские организации оказываются в заложниках собственных инициатив из-за отсутствия кадров и оснащения. Врач предложил сформировать центры IT-компетенций в больницах, чтобы выращивать собственных специалистов информационных технологий в медицине.

«Сейчас создается целая новая индустрия, — подтвердил доцент кафедры информационных технологий института цифровой медицины Сеченовского университета Константин Кошечкин. — Нужно создавать компетенции с нуля: это специалисты по организации внедрения, управления проектами, аналитики, разработчики, тестировщики, специалисты по внедрению, эксплуатации, документированию».

Представитель вуза рассказал про проект «Цифровая кафедра», в рамках которого медики получают дополнительное образование в IT-сфере. «Обучение проходит с организацией проектов по внедрению, — пояснил он. — Это, например, проект персонального медицинского помощника, который собирает данные с глюкометров пациентов и загружает в медицинскую карту. Или робот-УЗИ — он позволяет врачу проводить исследования удаленно со своего рабочего места с помощью 3D-видеокамер. Есть огромное количество заболеваний, при которых можно дополнительно оказать помощь пациенту, если предоставить ему цифровой сервис, который позволит улучшить качество связи с лечащим врачом».

В 2022 году переход на цифровые сервисы во многом стал необходимостью, в том числе на фоне санкций. Тренды текущего года: отказ от бумажных носителей, оптимизация работы с помощью виртуальных помощников, а также инвестиции больниц в IT-образование своих сотрудников. Как отметили участники конференции, создание экосистемы в многопрофильном стационаре — задача не одного года, поэтому начать этот процесс необходимо как можно скорее.

Материал партнера: «СП.АРМ»

Компании
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.