Счетная палата раскритиковала работу МСЭ
После того как в 2012 г. Россия ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов», Минтруда немало сделало для усовершенствования правовой базы деятельности МСЭ и обеспечения ее независимости. Например, процедура установления инвалидности стала более прозрачной, внедрены новые критерии ее установления, для детей увеличены сроки, на которые устанавливается инвалидность, упрощена процедура внесения изменений в индивидуальную программу реабилитации. Однако, несмотря на принятые меры, система работает недостаточно эффективно, отмечается в сообщении СП.
Как заявила на коллегии контрольного ведомства аудитор Светлана Орлова, Минтруда не обеспечивает надлежащий контроль и правовое регулирование в этой сфере. До сих пор не утверждены классификации и критерии установления инвалидности детям. В результате используются общие критерии без учета детской специфики заболеваний. Кроме того, для определения профинвалидности система МСЭ по-прежнему использует временные критерии, которые были установлены в 2001 г. «Минтруда необходимо оперативно принять все документы, предусмотренные “дорожной картой” по совершенствованию медико-социальной экспертизы, и совместно с регионами и профессиональным сообществом организовать систему трудовой реабилитации инвалидов с учетом минимизации времени на их интеграцию в общество», – считает аудитор.
В России на начало 2019 г. численность инвалидов составила 12 млн человек. Почти треть – 3,5 млн – граждане трудоспособного возраста, 672 тыс. – дети.
Не установлены единые требования к организации деятельности учреждений МСЭ. В зависимости от уровня заболеваемости в регионах создаются бюро и экспертные составы смешанного, общего или специализированного профиля. Однако нормативные акты не раскрывают эти термины, не устанавливают перечень специалистов бюро и экспертных советов. В результате структура учреждений МСЭ существенно различается, что влияет на качество предоставляемых услуг. «Например, в Московской области не созданы специализированные бюро для освидетельствования лиц до 18 лет и для больных туберкулезом. В результате дети и взрослые, больные туберкулезом, ВИЧ инфекцией, – все проходят освидетельствование в одном бюро. Это создает для людей, и так уже имеющих проблемы со здоровьем, дополнительные риски заражения социально опасными заболеваниями», – привела пример Светлана Орлова.
Одна из наиболее острых проблем МСЭ – дефицит кадров, особенно врачей. Причина все та же – правовая неурегулированность, отмечают в СП. Врачи, работающие в системе МСЭ, хоть и приравнены к медицинским работникам, фактически находятся с ними в неравных условиях. Например, они не могут досрочно выйти на пенсию, на них не распространяется сокращенная продолжительность рабочего дня. В результате в Московской области с начала 2019 г. из-за неукомплектованности кадрами были временно закрыты 31 бюро из 73. «Нагрузка на врачей существенно возрастает, очереди растут, а доступность и качество услуг снижаются. В таких условиях процесс принятия решения об установлении инвалидности зачастую сводится всего к одному экспертному мнению. Соответственно, говорить о разработке качественных индивидуальных программ реабилитации достаточно сложно», – отметила Светлана Орлова.
О низком качестве проведения медико-социальной экспертизы наглядно говорит статистика. В 2018 г. число граждан, не согласных с решением МСЭ, выросло на 7,8% – до 52,4 тыс. Решение по 12,2% из них было пересмотрено. По регионам этот показатель достигает 20% и больше. Пиковое значение Счетная палата отметила в Мурманской области, где изменено решение по 48,6% обращений. Необходимо разрабатывать более объективные механизмы установления инвалидности, считают в Счетной палате.
В ходе проверки ведомство также обратило внимание на техническое оснащение учреждений МСЭ. На 1 января 2019 г. все они были обеспечены специальным диагностическим оборудованием общей стоимостью более 2 млрд руб. Вот только необходимость приобретения отдельных видов оборудования вызывает сомнения: во-первых, оно практически не востребовано, а во-вторых, и так имеется во всех поликлиниках.
Не в полной мере используется такой важнейший инструмент совершенствования системы МСЭ, как межведомственное электронное взаимодействие. Например, в учреждения медико-социальной экспертизы практически не поступает информация об исполнении индивидуальных программ реабилитации. Это может негативно отразиться на качестве переосвидетельствования инвалида и не позволит оценить реабилитационный эффект.
Минтруда с выводами Счетной палаты в целом согласно.
Нет комментариев
Комментариев: 4
Электронный документооборот между организациями это реалии не сегодняшнего дня. Почему? Потому, что круглое, квадратное, треугольное - между собой не сопрягаются.
Если хотите оптимизировать процесс МСЭ, то надо вернуть функции МСЭ обратно в ЛПУ. Почему? Кто в теме, тому это очевидно.