Счетная палата раскритиковала работу МСЭ

15.08.2019
13:32

Система медико-социальной экспертизы (МСЭ) работает недостаточно эффективно: ей не хватает правового регулирования, контроля и межведомственного взаимодействия. К такому выводу пришла Счетная палата по итогам проверки эффективности использования бюджетных средств, направленных с 2016 г. на мероприятия по совершенствованию этой сферы.

Фото: audit.gov.ru

После того как в 2012 г. Россия ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов», Минтруда немало сделало для усовершенствования правовой базы деятельности МСЭ и обеспечения ее независимости. Например, процедура установления инвалидности стала более прозрачной, внедрены новые критерии ее установления, для детей увеличены сроки, на которые устанавливается инвалидность, упрощена процедура внесения изменений в индивидуальную программу реабилитации. Однако, несмотря на принятые меры, система работает недостаточно эффективно, отмечается в сообщении СП.

Как заявила на коллегии контрольного ведомства аудитор Светлана Орлова, Минтруда не обеспечивает надлежащий контроль и правовое регулирование в этой сфере. До сих пор не утверждены классификации и критерии установления инвалидности детям. В результате используются общие критерии без учета детской специфики заболеваний. Кроме того, для определения профинвалидности система МСЭ по-прежнему использует временные критерии, которые были установлены в 2001 г. «Минтруда необходимо оперативно принять все документы, предусмотренные “дорожной картой” по совершенствованию медико-социальной экспертизы, и совместно с регионами и профессиональным сообществом организовать систему трудовой реабилитации инвалидов с учетом минимизации времени на их интеграцию в общество», – считает аудитор.

В России на начало 2019 г. численность инвалидов составила 12 млн человек. Почти треть – 3,5 млн – граждане трудоспособного возраста, 672 тыс. – дети.

Не установлены единые требования к организации деятельности учреждений МСЭ. В зависимости от уровня заболеваемости в регионах создаются бюро и экспертные составы смешанного, общего или специализированного профиля. Однако нормативные акты не раскрывают эти термины, не устанавливают перечень специалистов бюро и экспертных советов. В результате структура учреждений МСЭ существенно различается, что влияет на качество предоставляемых услуг. «Например, в Московской области не созданы специализированные бюро для освидетельствования лиц до 18 лет и для больных туберкулезом. В результате дети и взрослые, больные туберкулезом, ВИЧ инфекцией, – все проходят освидетельствование в одном бюро. Это создает для людей, и так уже имеющих проблемы со здоровьем, дополнительные риски заражения социально опасными заболеваниями», – привела пример Светлана Орлова.

Одна из наиболее острых проблем МСЭ – дефицит кадров, особенно врачей. Причина все та же – правовая неурегулированность, отмечают в СП. Врачи, работающие в системе МСЭ, хоть и приравнены к медицинским работникам, фактически находятся с ними в неравных условиях. Например, они не могут досрочно выйти на пенсию, на них не распространяется сокращенная продолжительность рабочего дня. В результате в Московской области с начала 2019 г. из-за неукомплектованности кадрами были временно закрыты 31 бюро из 73. «Нагрузка на врачей существенно возрастает, очереди растут, а доступность и качество услуг снижаются. В таких условиях процесс принятия решения об установлении инвалидности зачастую сводится всего к одному экспертному мнению. Соответственно, говорить о разработке качественных индивидуальных программ реабилитации достаточно сложно», – отметила Светлана Орлова.

О низком качестве проведения медико-социальной экспертизы наглядно говорит статистика. В 2018 г. число граждан, не согласных с решением МСЭ, выросло на 7,8% – до 52,4 тыс. Решение по 12,2% из них было пересмотрено. По регионам этот показатель достигает 20% и больше. Пиковое значение Счетная палата отметила в Мурманской области, где изменено решение по 48,6% обращений. Необходимо разрабатывать более объективные механизмы установления инвалидности, считают в Счетной палате.

В ходе проверки ведомство также обратило внимание на техническое оснащение учреждений МСЭ. На 1 января 2019 г. все они были обеспечены специальным диагностическим оборудованием общей стоимостью более 2 млрд руб. Вот только необходимость приобретения отдельных видов оборудования вызывает сомнения: во-первых, оно практически не востребовано, а во-вторых, и так имеется во всех поликлиниках.

Не в полной мере используется такой важнейший инструмент совершенствования системы МСЭ, как межведомственное электронное взаимодействие. Например, в учреждения медико-социальной экспертизы практически не поступает информация об исполнении индивидуальных программ реабилитации. Это может негативно отразиться на качестве переосвидетельствования инвалида и не позволит оценить реабилитационный эффект.

Минтруда с выводами Счетной палаты в целом согласно.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 10

Борис Борисович
Форма 088/у (2018г) стала ещё более объемной (в бумажном выражении).
Электронный документооборот между организациями это реалии не сегодняшнего дня. Почему? Потому, что круглое, квадратное, треугольное - между собой не сопрягаются.
Если хотите оптимизировать процесс МСЭ, то надо вернуть функции МСЭ обратно в ЛПУ. Почему? Кто в теме, тому это очевидно.
Алексей Валентинович
Зачем ЛПУ дополнительные функции? У них хватает диспансеризации, медосмотров и прочего...
Алексей
Потому что главврачи и руководители ВК тоже хотят получать деньги без вмешательства сторонней организации (Минтруд).
Будто им мало липовых результатов обследований, поддельных выписок, ложных заключений специалистов.
Алексей
Жалеете, что взятки проходят мимо главврачей и руководителей врачебных комиссий?
Эдуард Иванович
ВТЭК первоначально подчинялся Минздраву - плохо. Затем - Министерству соц. обеспечения. С ломкой всего государства перебросили в Мин. труд. То же не срослось. В сущности, МСЭ своеобразная отрасль соединения медицины, соц. обеспечения, министерства труда и проч. и должна быть самостоятельным звеном в системе управления государством. Что касается Московской области, то там всегда был бардак. Изначально , наравне с общими ВТЭК, создавались отдельные специализированные психиатрические и туберкулёзные комиссии, где должны быть обязательно из 3-х врачей 2 психиатра и 2 фтизиатра соответственно. Комиссия - это3 врача-эксперта обязательно! 1 или 2 врача - это уже не комиссия и их решение не имеют законную силу!
Алексей Валентинович
Индивидуальная программа реабилитации инвалида - формальный документ, в поликлиниках меры медицинской реабилитации выполнять некому из-за дефицита кадров.
Алексей
Печально читать такой неграмотный комментарий. В ИПРА перечислены мероприятия не только медицинской реабилитации, если что.
Алексей Валентинович
Печальтесь дальше. Суждение было в части медицинской реабилитации.
Алексей
ЦЗН выполняет ИПРА
ФСС выполняет.
Работадель инвалида выполняет.
ФСИН, и тот, выполняет.

А Минздрав не исполняет.
Может, не ко МСЭ стоит претензии предъявлять? А кое-кто иной плохо работает?
Александр Иванович
Научно-исследовательский Институт КМП "Международная академия инновационных технологий здравоохранения"разработал системный метод МСЭ, позволяющий объективно оценивать вопросы системных причин заболеваемости и инвалидности и пути снижения инвалидности .А.И.Шепотько,Россия.
Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.