Сервисные компании готовы инвестировать в частные клиники

10.07.2017
00:00
Основа развития любого бизнеса – увеличение спроса и новые продукты или услуги. Кризис несколько усложнил эти задачи, в том числе и в сфере медуслуг:  платежеспособный спрос растет со скрипом, а новые технологии стоят дорого. Производители медицинского оборудования и расходных материалов констатируют: негосударственные клиники считают деньги. Медцентры подтверждают, что расходы, особенно в Москве, высокие, поэтому они не прочь их оптимизировать. Впрочем, это не означает, что можно ставить крест на новых продуктах.

Совместными усилиями

О том, какие инструменты для развития имеются сегодня у частных клиник, шла речь на круглом столе, организованном Американской торговый палатой в России. Диагностическое или лечебное оборудование - серьезная инвестиция для частной клиники, поэтому, по словам президента и главного исполнительного директора GE Healthcare в России и СНГ Нины Канделаки, производители не просто продают свою продукцию, они расширяют сотрудничество, ищут иные способы взаимодействия, активно участвуют в планировании использования поставленной медтехники. Например, случается, что во время диагностики пациенту необходимо переходить с одного аппарата на другой. Но можно настроить оборудование так, чтобы этого перехода не было, тогда врач сможет сэкономить время.

Нина Канделаки | Фото: Игорь Чунусов

Эту работу и готов выполнить производитель. У GE Healthcare в России и СНГ есть положительный опыт такого сотрудничества. Это своего рода инвестиции компании в частные клиники. Производитель поставляет оборудование, как правило, по комфортной для медцентра цене, и при этом рассчитывает на часть прибыли. «Мы делим с клиникой риски, снижая цены, поэтому логично, что мы претендуем и на часть прибыли», – считает Нина Канделаки.

Дороговизна импортного оборудования очень волнует частные медорганизации в России. Основатель клиники «Мать и дитя» Марк Курцер поинтересовался возможностью снизить цены при условии, если GE Healthcare локализует производство. На что Нина Канделаки ответила, что компания уже давно прошла этап, который можно было условно назвать отверточной сборкой. На протяжении 8 лет GE Healthcare совместно с партнером МТЛ локализует в России производство высокотехнологичного оборудования, отвечающее высшим мировым стандартам производства и контроля качества. Линейка локализованных моделей регулярно обновляется и расширяется, и в стране уже работают более 440 КТ и УЗ российского производства. Компания также локализует в России экспертизу в части сервисного обслуживания оборудования и обучения специалистов в области здравоохранения. «Однако чтобы снизить цены на локализованную технику, мы должны поставлять ее не только в России. Ведь чем больше объем, тем меньше цена», – заметила она. 

Марк Курцер | Фото: Игорь Чунусов

Участники конференции пытались выяснить, каковы цены у компании на других рынках, оказалось, что примерно такие же, как в России, и даже ниже по сравнению с некоторыми европейскими странами. Нина Канделаки отметила, что GE Healthcare все время вкладывает деньги в разработку новинок на рынке медтехники. Чтобы эта возможность сохранялась, надо либо оставить текущие цены, либо зарабатывать на обслуживании. «Мои коллеги в других странах именно так и поступают, оборудование продается по сниженным ценам, но при этом берется на сервисное обслуживание. В России этот рынок пока не развит. Хотя сейчас руководители клиник все чаще интересуются именно стоимостью владения техникой», – подчеркнула она.

С ней согласна и генеральный директор подразделения экспресс-диагностики Abbott Елена Чиркова: производитель может принимать активное участие в использовании оборудования, что сделает процесс более эффективным. «Приходилось видеть, что в медцентре с небольшим потоком пациентов в операционной стоит анализатор газов в крови, а расходные материалы для него рассчитаны на определенное количество пациентов и ограниченный срок эксплуатации. А между тем для технологии должно быть свое место, и мы помогаем его определить», – уверена она.

Елена Чиркова | Фото: Игорь Чунусов

Лечить миллионы

Помимо внедрения новых технологий частные клиники, конечно, ищут пути привлечения новых клиентов. По словам Марка Курцера, с этой целью «Мать и дитя» пошла в регионы. При этом он не отрицает, что там рынок сильно отличается от столицы: покупательская способность, впрочем, как и расходы, на порядок ниже. Но ехать за услугой экстракорпорального оплодотворения в Москву с учетом немедицинских расходов на транспорт и проживание семье обойдется дороже.

А вот к сотрудничеству со страховыми компаниями Марк Курцер относится скептически. По его словам, поток клиентов от страховых компаний – не больше 10%. Пока оптимальные формы работы найти не удается.

Между тем президент страховой компании MetLife Александр Зарецкий уверен, что страховщики все-таки способны обеспечить дополнительный поток пациентов. «ДМС может быть серьезным источником финансирования частной медицины. Например, в 2016 году страховые компании выплатили 100 млрд рублей за услуги, оказанные клиентам в медучреждениях. Цифра могла быть на порядок больше, если бы полисы ДМС были более доступны для работодателей», – считает он.

Александр Зарецкий | Фото: Игорь Чунусов

По его мнению, без привлечения самого пациента здесь не обойтись. Но дело не только в соплатежах. Есть страхование с франшизой или сострахование, когда 90% стоимости услуг оплачивается по полису, предоставленному работодателем, а остаток платит пациент. «Речь только о поликлинических услугах. На серьезные заболевания, госпитализации, операции это не распространяется. Мы опробовали этот вид ДМС в компании. В итоге снизили расходы на медуслуги на 30% за счет того, что человек более рационально начинает пользоваться медицинской страховкой. Обычная схема: работодатель дает полис, и сотрудники активно им пользуются, в итоге страховая компания ежегодно повышала стоимость полиса для работодателя. Но когда человек видит стоимость медицинской услуги, он оценивает ее как рациональный потребитель. Ведь не секрет, что медучреждения злоупотребляют, раскручивая пациента на те вещи, которые не нужны. Два года назад мы нашли только 12 медучреждений, готовых работать по такой схеме. Сегодня это уже больше 25 клиник», – поделился Александр Зарецкий.

Правда, у участников круглого стола возникли сомнения, может ли пациент сам решать, какие медицинские манипуляции ему нужны, а какие нет. На что представитель страховой компании резонно заметил, что в частной клинике пациент именно так и поступает. Он смотрит, на что у него есть деньги, расспрашивает врача о необходимости той или иной медицинской процедуры и принимает решение.

Еще одна возможность для корпоративного страхования – защита на случай критического заболевания, госпитализации и т.д. Эта опция вызвала интерес у Марка Курцера: представитель частной медицины предположил, что в партнерстве со страховщиками можно предлагать работодателям и программы скрининга здоровья сотрудников на предмет онкологии, сердечно-сосудистых заболеваний.

Вполне возможно, что в непростой экономической ситуации частные клиники действительно станут более плотно работать с сервисными компаниями и страховщиками. И благодаря этому рынок частной медицины получит дополнительный импульс для роста.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.