Смелее, еще смелее
Возвращение к вертикали
Независимость регионального здравоохранения от Москвы скоро официально канет в Лету. В конце ноября правительство внесло в Госдуму законопроект о поправках в Закон № 323-ФЗ, предусматривающих обязательное согласование Минздравом России кандидатур на должность руководителей органов управления здравоохранением субъектов.
Это решение не ново, отмечено в пояснительной записке к документу. В России уже практиковался подобный механизм, утвержденный редакцией того же закона, действовавшей до 24 июля 2015 года. После его отмены Центр неоднократно подчеркивал, что у Минздрава нет реальных рычагов влияния на региональную политику в сфере здравоохранения.
Процедура согласования кандидатуры министров не описана в законопроекте «О внесении изменений в ст.14 и 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Минздрав должен будет утвердить ее через два месяца после принятия документа.
«Новый порядок предполагает более жесткий отбор на такой важный для здоровья людей пост. Ведь на подобных должностях многое зависит от требовательности, профессионализма, ответственности того, кто руководит здравоохранением в области, республике или другом субъекте Федерации, как бы ни называлась такая должность — региональный министр или вице-губернатор», — пояснил премьер-министр Михаил Мишустин на заседании правительства 19 ноября.
Он добавил, что «в последние месяцы жалоб на бездействие и равнодушие должностных лиц звучит немало».
Теперь официально
Негласное одобрение кандидатур региональных министров Минздравом России уже широко используется, считает первый проректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Николай Прохоренко. «Как правило, это происходит, когда у Центра есть основания быть недовольным действующим руководителем отрасли, — поясняет он. — В таком случае Минздрав может дать рекомендацию присмотреться к определенному кандидату, а губернатор — прислушаться к ней».
Новая норма внешне усилит позиции Минздрава, считает эксперт. «Но фактически главы регионов, которые проводили самостоятельную линию назначений, найдут способы продолжить ее, — полагает Прохоренко. — Я с трудом представляю, что у руля органов здравоохранения в Татарстане или Чечне встанет человек, рекомендованный столичными чиновниками».
Закрепление принципа «двух ключей» в законе ограничит возможность назначения в регионах ставленников губернаторов, полагает зам. директора Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава Фарит Кадыров. По его словам, этот шаг еще раз демонстрирует тренд к централизации, который начался с аккумулирования бюджетных средств в Фонде ОМС и сокращения муниципального звена здравоохранения.
Короткие смены
Еще одна яркая черта в управлении здравоохранением, усилившаяся в эпоху коронавируса, — чехарда среди региональных министров.
«Сложно оценить эффективность руководителя (регионального — Прим. ред.) Минздрава, который проработал несколько месяцев. На то, чтобы набрать команду, проанализировать регион, «почувствовать» работу, уходит до трех лет», — говорит Прохоренко.
Но губернаторы считают иначе. Осенью в отставку была отправлена министр здравоохранения Омской области Ирина Солдатова: «у руля» она находилась чуть более полугода, и этот период завершился показательным приездом машин «скорой помощи» с тяжелыми пациентами к зданию правительства. Так врачи продемонстрировали, что условий для работы во время пандемии в регионе не создано: им было некуда везти больных, нуждающихся в госпитализации.
Вместе с Солдатовой в отставку отправились ее заместители, назначенные летом 2020 года. Ни один ставленник экс-руководителя не смог сохранить позиции, а к некоторым из них возникли вопросы у правоохранительных органов.
Солдатову сменил, пожалуй, самый известный сегодня региональный министр в России — Александр Мураховский. В прошлом главный врач двух ведущих больниц Омска, он курировал лечение оппозиционера Алексея Навального. «Кандидатура согласована с руководством Минздрава России», — поспешили сообщить 7 ноября власти субъекта.
«Московский след» нетрудно заметить и в ноябрьской отставке министра здравоохранения Хакасии Виктора Шевченко. Произошла она сразу после визита в республику представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергея Меняйло. Ему пришлось самому договариваться с федеральными министерствами об оперативной доставке в Хакасию лекарств для амбулаторного лечения больных. Но и после этого Минздрав умудрился сорвать долгожданную поставку.
В эфире регионального телеканала губернатор Валентин Коновалов заявил, что министр сам принял такое решение. Поверить в это достаточно сложно: Шевченко был утвержден в должности только 31 августа 2020 года, а до этого принимал участие в конкурсах на замещение аналогичной вакансии в других субъектах.
Антирекорд по «срокам жизни» руководителей здравоохранения поставила Костромская область. Здесь за два месяца сменились два руководителя Депздрава. Николай Гирин, назначенный в конце ноября, ранее возглавлял Костромской противотуберкулезный диспансер. В эпоху COVID-19 Гирин «показал, что в состоянии работать сверхнормативно», объяснили в администрации региона.
В этом принципе назначения тоже отразились федеральные рекомендации. Министры должны соответствовать дополнительным требованиям, которые предъявляют к ним органы исполнительной власти в период пандемии, сказала зам. главы Минздрава России Татьяна Семенова на форуме «Здоровое общество» 27 октября.
«За последние полгода мы во многих субъектах Федерации потеряли управленцев высокого уровня, которые по разным причинам ушли, не смогли в системе работать», — пояснила она и добавила, что этим специалистам не хватало умений быстро реагировать на стрессовую ситуацию, они не смогли, в частности, организовать сортировку и работу шлюзов в медорганизациях, перепрофилированных под прием пациентов с COVID-19.
По словам Фарита Кадырова, закрепление принципа «двух ключей» в законе еще раз демонстрирует тренд к централизации, который начался с аккумулирования бюджетных средств в Фонде ОМС и сокращения муниципального звена здравоохранения.
Антикоррупционный результат
Назначения министров сейчас происходят почти каждую неделю — в такой текучке применение принципа «двух ключей» неизбежно, считает политолог Алексей Макаркин.
«Согласование с Центром вводилось под реализацию нацпроекта «Здравоохранение», чтобы контролировать расходование средств. Минздрав настаивал, что у руля должны быть люди не только с управленческими, но и с экономическими навыками», — напоминает он.
Сейчас на первый план вышел опыт антикризисного управления. «Большинство решений принимается в пожарном порядке — за считаные дни и даже часы, — говорит Макаркин. — Но пандемия временна, и те министры, которые уцелеют, снова будут работать над долгосрочными задачами».
Согласование кандидатур с Центром снизит коррупционную составляющую в здравоохранении, добавляет Кадыров. Эксперт считает, что при внешнем утверждении министров им будет сложнее налаживать коррупционные схемы: «Мы часто видим, как с приходом нового губернатора меняется вся команда управленцев, вплоть до руководителей лечебных учреждений. Это зачастую происходит не без корыстных устремлений».
Типичным примером стала история бывшего иркутского министра Наталии Ледяевой. Она подала в отставку после возбуждения уголовного дела в отношении ее сына Ильи Белоусова. По версии следствия, с мая по октябрь текущего года семья чиновницы и иные лица, будучи в сговоре, похитили из бюджета Иркутской области около 25 млн руб. при исполнении госконтракта на поставку средств индивидуальной защиты (медицинских масок, респираторов) для нужд Минздрава региона.
Других надежд на «двойное» утверждение кандидатур эксперты не возлагают. Они считают, что подходить к выбору министров нужно скрупулезно. «Управленцы должны предоставлять программу действий, готовиться к вступлению в должность, — предлагает Прохоренко. — Пока именно руководители меньше всего учатся, а в результате теряют связь с современными способами обработки и валидации данных».
Нет комментариев
Комментариев: 0