Стать ближе к технологиям, меняющим медицину

22.04.2025
13:10
Бурное развитие рынка медицинских технологий и их повсеместное внедрение в практику вызывает у врачей понятное беспокойство и ставит перед профессиональным сообществом ряд важных вопросов. Не на все можно найти однозначный ответ, но их стоит обсуждать, чтобы появилось понимание — что это за «зверь» такой медтех и чего от него ждать. О последних тенденциях в этой области рассказала лидер направления по созданию продуктов с искусственным интеллектом медтехкомпании «Доктор рядом» Елена Кузнецова.
Фото: Елена Кузнецова

Медтех. Начало

Медтех — молодая и бурно развивающаяся сфера, объединяющая медицину и технологии. Хотя некоторые до сих пор ошибочно считают, что это сфера по продаже медицинской техники. Одна из первых современных медицинских технологий, с которых и начинался медтех во всем мире, — это телемедицина. Наша медтехкомпания «Доктор рядом» выросла из телемедицинского подразделения сети клиник «Доктор рядом», которая в 2019 году объединилась с другой известной сетью клиник — «Ниармедик», взяв ее название за общее. А телемедицинское подразделение, выделенное в отдельную компанию, унаследовало это полюбившееся многим имя — «Доктор рядом». Такая вот преемственность. То есть разрабатывала и тестировала телемедицинскую технологию еще сеть клиник «Доктор рядом». А широкий запуск телемедицинской платформы проводил уже пионер медтехрынка «Доктор рядом». Кстати, мы стали первой компанией в России, создавшей телемедицинский сервис при активном участии врачей. Одновременно с нами, буквально дыша друг другу в затылок, развивались несколько ИТ-стартапов, для которых не было большой разницы, чьи консультации организовывать: юристов, врачей или специалистов по недвижимости. А крупных игроков еще не было — они стали выходить на рынок, только когда увидели успех независимых операторов. Несмотря на их появление, «Доктор рядом» сохранил свою независимость и лидерство в таком важном направлении медтеха, как телемедицина.

С сетью клиник «Ниармедик» «Доктор рядом» связывают практически родственные отношения — мы объединены в рамках единого холдинга и довольно тесно сотрудничаем. Для медтехкомпании наличие прямого быстрого доступа к клинической базе — это не просто фишка. Это огромное преимущество, которое позволяет быть в курсе вызовов, стоящих перед врачами, помогает понимать их боль и потребности. И конечно, это обмен идеями и, не теряя времени, проверка их на деле и внедрение в практику. И это бесценный опыт. У «Сберздоровья» собственной клинической базы нет. А у нас есть.

Врач — и в онлайне врач

Сегодня в «Докторе рядом» на базе телемедицинской технологии онлайн-консультации проводят более 800 врачей: терапевтов, педиатров, неврологов, гинекологов, аллергологов, гастроэнтерологов и т.д. — всего более 60 узких специальностей. В рамках контрактов с ведущими страховыми компаниями страны к нашей телемедицинской платформе прикреплены более 5,5 млн человек, у них опция телемедицины включена в пакет ДМС. Для жителей мегаполисов онлайн-консультации — это реальный способ сэкономить время, обсуждая с врачом результаты анализов или корректируя терапию без визита в клинику. А для жителей глубинки — порой уникальная возможность получить доступ к врачам редких специальностей или «второе мнение» от столичных докторов, не тратясь на дорогу. Люди постепенно привыкают пользоваться телемедициной — в 2024 году количество онлайн-консультаций увеличилось на 50%. И по первому кварталу 2025 года мы видим продолжение столь же активной динамики.

Что дальше? На базе телемедицины создаются современные продукты и сервисы — например, «Доктор рядом» недавно запустил программы медицинской помощи, направленной на «синих воротничков». Востребованность этой категории работников постоянно растет, и работодатели ищут способы для привлечения и удержания ценных сотрудников. Медицинские программы на базе телемедицины, которые являются более дешевой альтернативой ДМС, очень для этого подходят. В ближайшее время также появятся новые сервисы для индивидуального подбора чекапов и рекомендаций по вопросам здоровья. В них технологии искусственного интеллекта и телемедицины будут сочетаться. Телемедицина — это универсальная технология для интеграции в любые цифровые сервисы для людей. Причем как для поддержки физического, так и ментального здоровья.

«ИИ-шные продукты». Как мы «приручаем» ИИ?

Именно так коротко называют в медтехотрасли цифровые сервисы на базе искусственного интеллекта. Искусственный интеллект может быть разным, но в любом случае для его работы требуется огромная база данных для обучения — например, разного рода снимки: рентген, КТ, МРТ, ЭКГ, лабораторная аналитика. Анализ данных на базе изображений — первая и наиболее простая ИИ-технология в здравоохранении. Тут многие игроки пытаются улучшить результаты конкурентов. А вот анализ текстов — это более глубокая технология. И более свободная ниша. Мы анализируем всю историю болезни, а не отдельный снимок. Именно в этом направлении работают наши «ИИ-шные» сервисы, созданные на моделях искусственного интеллекта: Система контроля качества медицинской документации (СКК) и Система поддержки принятия врачебных решений (СППВР) — этот сервис сейчас проходит процесс регистрации.

СКК анализирует качество медицинских протоколов на соответствие клиническим рекомендациям. В его основе работает модель машинного обучения — нейросеть, обучение которой проходило при участии и под руководством наших айтимедиков. Перед нами стояла задача — не только наполнить систему всеми необходимыми информационными базами, но и обучить нейросеть врачебной логике. То есть это не система на базе GPT, имеющего доступ к клинрекам, а нейросеть, обученная на научно обоснованной базе, включающей справочники, сборники, клинические рекомендации и т.п., а также огромном количестве тщательно подобранных и размеченных комментариями медицинских кейсов. Подбором и разметкой кейсов для обучения этой и других моделей в «Докторе рядом» занимаются айтимедики. Таким образом они стремятся сформировать у нейросети врачебное мышление.

Для чего же нужна СКК? Система позволяет сделать прозрачным уровень качества заполнения медицинской документации в клиниках и стандартизировать контроль качества оказания медицинской помощи. Этот сервис открывает принципиально новые возможности по улучшению качества работы клиник — позволяет выстроить систему мотивации и обучения врачей. Качество заполнения медицинской документации в результате использования СКК в клиниках вырастает на 30—50%. Всего система проверила уже более 15 млн протоколов. Сейчас это один из самых востребованных продуктов на российском рынке. За рубежом аналогов еще нет.

Еще один наш ИИ-сервис — Медицинский цифровой помощник (МЦП) выполняет функции анамнез-бота для опроса пациентов при записи к врачу. В 2024 году он был интегрирован в ключевых регионах страны. Масштаб его использования — обработка более 90 тысяч анкет в сутки — впечатляет. Но то, что использование анамнез-бота экономит до трети от времени врачебного приема, высвобождая его для непосредственного общения доктора с пациентом, впечатляет еще больше. Тот случай, когда ИИ делает медицину человечнее. Примерно в 5% случаев при опросе МЦП понимает, что симптомы у пациента тревожнее, чем он сам оценивает их. И тогда бот принимает решение не записывать человека к врачу через 3 дня или через неделю, как планирует сам пациент, а настаивает на немедленном обращении в скорую помощь, а это потенциально — снижение инвалидизации и спасенные жизни.

В ближайшее время мы собираемся запустить еще один новый ИИ-продукт, который перевернет привычную модель пациентского пути и станет помощником для современных людей в управлении своим здоровьем. Ждите новостей!

Кто такие айтимедики?

В «Докторе рядом» работает необычно большой процент врачей. В типичном медтехстартапе на девять ИТ-специалистов приходится только один врач. У нас же — более 30% сотрудников в штате имеют медицинское образование, а оно практически никогда не бывает вторым. Поэтому в первую очередь — ты врач, и только потом — айтишник. Переучиться на айтимедика из ИТ-специалиста — такого не бывает.

Айтимедики — это ключевое звено, которое соединяет две сложные и такие разные сферы: медицину и технологии. Они не просто проверяют и дорабатывают ИИ, но и генерируют новые идеи, тестируют продукты и обеспечивают точность на стыке дисциплин. Без них процесс разработки превратился бы в бесконечные согласования с врачами, требующие дополнительных усилий на перевод между профессиональными языками.

Но главное — айтимедики разрушают барьеры. Они говорят и на языке алгоритмов, и на языке диагнозов, объединяя строгую IT-логику с медицинской гибкостью. В мире, где технологии все глубже проникают в здравоохранение, такие специалисты становятся не просто связующим звеном, а драйвером прогресса. Потому что будущее медицины — это не только данные и алгоритмы, но и люди, которые умеют их правильно соединить.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.