Стратегическая озабоченность

17.10.2016
00:00
Минздрав и Центр профилактической медицины разработали проект Межведомственной стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года. Принятие документа повлечет за собой изменение порядка диспансеризации.

Бессмертная профилактика

О подготовке проектов стратегии и нового порядка диспансеризации сообщил на Санкт-Петербургском международном форуме здоровья директор ГНИИ «Центр профилактической медицины», главный внештатный специалист по медицинской профилактике Минздрава России Сергей Бойцов. Проект нового порядка диспансеризации, как ожидается, будет опубликован для обсуждения на этой неделе, проект Межведомственной стратегии уже разместила на своем сайте Служба медпрофилактики Московской области.

Эти документы должны конкретизировать российские мероприятия в рамках Программы ВОЗ по профилактике и борьбе с неинфекционными заболеваниями: Минздрав РФ заключил двухлетнее соглашение о сотрудничестве с Европейским региональным бюро ВОЗ и обязался добиться к 2025 году снижения преждевременной смертности от болезней этого типа на 25%.

За требованиями профилактики и внедрения здорового образа жизни стоят желание профильных специалистов сохранить финансирование профилактики и действительно мрачная статистика.

Смертность в России, по данным директора центра, на 119% выше, чем в «старых» странах ЕС, и на 28% - чем в «новых», восточноевропейских. Если в предыдущие годы смертность снижалась, то в последние три года ее уровень почти неизменен. При этом 68% ее случаев в России связано с неинфекционными заболеваниями (болезнями системы кровообращения, онкологией, хронической обструктивной болезни легких и сахарным диабетом) и факторами риска, которые на эти болезни влияют: курением, злоупотреблением алкоголем, недостатком физической активности, нерациональным питанием, а также ожирением и повышенным артериальным давлением. 

Новая старая система

По мнению Сергея Бойцова, принятие высоких обязательств не было авантюрным, эти цели достижимы, хотя и не традиционным для большей части стран путем: 60% эффекта будет приходиться на лечение, то есть на результат работы медицинских организаций, и еще 40% – на снижение факторов риска, в том числе курения и ожирения. В мире распространена обратная пропорция. Это означает, что, хотя стратегия и объявлена межведомственной, курировать ее будет профильное министерство.

«Единая платформа» взаимодействия опирается на уже функционирующую систему профилактики в регионах – центры здоровья и центры профилактики, отделения медпрофилактики в поликлиниках.

«Немедицинская часть процесса сильно отстает», – признает Сергей Бойцов. Разработчики выделяют четыре направления действий. Это снижение популяционного риска с созданием приемлемой среды обитания, снижение доли людей с высоким риском смерти, в том числе от сердечно-сосудистых заболеваний (40% мужчин и 6% женщин страны в возрасте 40–65 лет имеют высокий и очень высокий риск смерти, хотя формально здоровы), предупреждение развития осложнений у пациентов в ходе диспансерного наблюдения и, наконец, развитие специализированной медпомощи, в том числе высокотехнологичной, опять-таки с контролем рисков у пациентов.

Речь идет о создании системы мониторинга на уровне регионов и подготовке специалистов. Правда, о том, как выстроить взаимодействие с медиками других специальностей, проект умалчивает.

Всех передиспансеризировать

Диспансеризация будет проводиться несколько иначе, чем прежде. «Расчеты ее экономической эффективности показали, что такие методы исследования, как общий и развернутый, развернутый биохимический анализ крови, общий анализ мочи, ЭКГ, УЗИ брюшной полости, экономически нерентабельны, а диагностическая их значимость весьма невысока, – сказал Сергей Бойцов. – Эти виды привлекательны для населения, но их надо исключать. Высвободятся деньги, на них мы сможем проводить иммунохимический анализ на скрытую кровь в каловых массах, маммографию – раз в два, а не в три года. Будет введена добровольная ВИЧ-диагностика для людей в возрасте 21–45 лет раз в три года. В результате деньги будут тратиться на те направления, которые недоработаны». В  том числе на онкологический скрининг.

В Санкт-Петербурге, где этот метод применяется широко, выявляемость злокачественных образований оказалась, по словам спикера, почти втрое выше, чем в среднем по стране; доля лиц, выявляемых на первой и второй стадиях, превышает 70%. Пока такие показатели, кроме Петербурга, есть только в пяти регионах, где отработан анализ результатов, установлено хорошее оборудование.

Одним из новых акцентов станет внимание к вопросам гериатрии, работа с пожилыми людьми, исходя из особенностей их рисков – падений, переломов, когнитивной дисфункции. Это – прямое использование опыта тех стран, где 70% эффекта снижения смертности приходится на людей в возрасте старше 65 лет. Или скрытое признание: в группах людей трудоспособного возраста добиться значимых результатов удается далеко не всегда.

«Носим воду в решете»

Немедицинские задачи, включенные в стратегию, вероятно, так и останутся в загоне, несмотря на громкие цели: документ требует решения экологических проблем, повышения безопасности среды обитания, в том числе воздуха и воды, введения технических регламентов для производства продуктов здорового питания, строительства парков и велодорожек, создания условий для занятий спортом. А также повышения благосостояния и даже улучшения жилого фонда по всей стране, так как отсутствие таких удобств, как горячая вода, газ и теплоснабжение, по утверждению разработчиков стратегии, прямо сказывается на уровне смертности.

Трудно понять, как уже к 2020 году добиться «снижения на 30% использования насыщенных жирных кислот и на 50% – частично гидрогенизированных растительных масел в процессе производства продуктов питания и приготовления пищи», особенно в условиях кризиса, хотя проблема действительно существует. Денег на велодорожки тоже пока никто не обещал.

Снижение смертности приостановилось не только из-за экономических факторов, но и распространенности у мужчин гипертонии и ожирения. Огромная доля людей курит даже после стентирования и шунтирования, имеет ожирение, неправильно питается.

«Мы носим воду в решете», – заметил Сергей Бойцов. Число людей с ожирением за последнее десятилетие выросло втрое: с 9% до 27%. «Побочным эффектом» стали гипертония и сахарный диабет. Женщины теперь больше курят, в том числе во время беременности. Снижение риска сердечно-сосудистых заболеваний за счет борьбы с курением даст 10% падения рисков смертности из 25% обещанных. Остальное должны обеспечить борьба со злоупотреблением алкоголем, диспансеризация и эффективное лечение.

Поскольку Минздрав в одиночку не справится, к делу решено подключить телевидение, общественные организации и традиционные конфессии. Но сложно представить, как духовные лица станут следить за ожирением паствы, отваживать ее от курения и посылать на анализы.

Местами текст стратегии кажется вдохновенной песней, изложенной бюрократическими оборотами: «Проведение комплекса социально-экономических мер и нормативно-правового регулирования для обеспечения возможности ведения здорового образа жизни всем слоям населения России». Счастье уже не за горами?

Пока же стратегия ждет подписи, после которой появится «дорожная карта» с указанием сроков, ответственных лиц и, разумеется, сумм, которые предстоит поделить на благое дело.

Компании

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.