Телемедицину прорвало
Врачам - закон
Закон должен снять запрет на дистанционное взаимодействие между врачом и пациентом. Специалист сможет удаленно ставить диагнозы, назначать лечение, выписывать электронные рецепты даже на наркотические препараты. «Документ одобрен на уровне правительства, то есть Минздрав согласовал его с Минфином, Минэкономики, даже с Открытым правительством, что было весьма непросто», - поясняет член Экспертного совета при Правительстве РФ Владимир Гурдус.
Несмотря на достигнутое единодушие в верхах, эксперты ожидают ожесточенной дискуссии по законопроекту в Госдуме. По словам директора Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Ларисы Попович, среди депутатов есть серьезные противники развития телемедицины, а главный их довод заключается в том, что врачу будет сложно удаленно получить нужный объем информации для постановки диагноза. «Но врач сам решит, хватает ему информации или нет, он не враг себе и пациенту и не будет ставить диагноз, если не уверен, что располагает достаточной информацией для этого».
По ее мнению, очень важно, чтобы закон был принят именно в том виде, в каком его представил Минздрав. «Это на удивление взвешенный документ. Если депутатам удастся попытка ограничить возможности врача, виды помощи или какие-то случаи, это будет шагом назад, - уверена Лариса Попович. - Если мы сейчас упустим телемедицинскую революцию или хотя бы отдадим ее в частные клиники, а государственные ЛПУ останутся не у дел, это будет печально. Тогда платежеспособный спрос устремится на Запад либо в частную медицину. Тогда зачем мы строили столько государственных высокотехнологичных центров?»
Эксперт добавляет, что телемедицина – лишь дополнительная опция, но она позволит оказывать медицинские услуги 40% трудоспособного населения, людям, которые сегодня вообще не ходят к врачу из-за отсутствия времени или желания. Они не получают помощь, а следовательно, запускают свои заболевания, что обеспечит дополнительную нагрузку на систему здравоохранения в недалеком будущем. Кроме того, за счет телемедицинских услуг снимается вопрос о равнодоступности помощи, при этом отпадет необходимость искать дорогостоящие решения для обеспечения врачебной помощи – вместо постоянно закрывающихся ФАПов людям можно будет предложить точки доступа к телемедицинским услугам, указывает Лариса Попович.
Полет нормальный
Бизнес в России давно научился обходить законодательные ограничения. И, как показывает практика, с успехом применяет эти навыки и в сфере здравоохранения. «Существует масса кейсов, которые не предполагают постановку диагноза и назначения лечения, но при этом требуется консультация врача, - поясняет директор по развитию компании «Доктор рядом» Денис Швецов. – Телемедицинская консультация уместна, например, при подготовке к первичному приему - зачем идти к врачу, если знаешь, что без результатов анализов поставить диагноз проблематично. Другой вариант: после приема и сдачи анализов получить комментарий по их результатам». Больше того, доктора уже назначают «виртуальным» пациентам лекарственные препараты, но пока только для снятия симптомов диагностированных заболеваний.
За месяц работы сервиса в нем зарегистрировалось 600 пользователей. Врачами клиники, выделенными в отдельную онлайн-службу, проведено больше 300 телеконсультаций - в среднем от 5 до 10-12 в день. Услуга пока бесплатная, хотя, по словам Дениса Швецова, взимать плату закон не запрещает. «Другое дело, что мы пока не можем оказать полный объем возможной помощи. Кроме того, хотим предварительно протестировать спрос на эту услугу», - уточнил он.
Источник: Med-e-Tel
Согласно полученной за месяц статистике, по результатам удаленных обращений примерно 30-40% пациентов врач рекомендует прийти на очный прием, провести дополнительную диагностику, еще 20% это показано немедленно. Как показывает практика, после телеконсультации только 30% обратившихся доходит до врача, остальные удовлетворяются полученным объемом информации.
Золотое дно
Как рассказал генеральный директор компании «Доктор рядом» Александр Пилипчук, возможны две модели монетизации онлайн-сервиса: плата за консультацию, установить которую по результатам тестирования рынка предполагается в размере 500-700 рублей (вдвое ниже стоимости очного приема), и годовая подписка для клиентов страховых компаний и сотрудников предприятий. «Работа с юрлицами - большой рынок, так, у ведущих телемедицинских сервисов в США 80% бизнеса – это подписка, стоимость которой для компаний-клиентов напрямую зависит от количества потенциальных пациентов», - пояснил он.
В России за примерами подобного рода, как выяснилось, далеко ходить не надо. «Раньше мы работали в страховом бизнесе, и нередко случалось, что федеральные клиенты, желающие обеспечить сотрудников ДМС, по сути, платили за воздух, поскольку в ряде городов у сотрудников попросту отсутствовала возможность получить эту услугу. Телемедицина раз и навсегда снимает эту проблему», - заявил Александр Пилипчук.
Владимир Гурдус указывает на еще одну дополнительную опцию: в отпуске за границей нашим соотечественникам наверняка будет приятней пообщаться, например, по поводу солнечного ожога с российским врачом, нежели с местным специалистом, который не говорит по-русски. А страховой компании такой «визит» обойдется гораздо дешевле.
Вместе с тем он призывает коллег не предаваться эйфории: «Преимущество компаниям, которые первыми вышли на рынок телемедицинских услуг, обеспечит в долгосрочной перспективе не Wow-effect от того, что пациенты увидят на мониторе врача в наушниках, а постоянное повышение квалификации специалистами, которые ведут онлайн-прием. Каждый кейс должен контролироваться с точки зрения качества, чему мы собираемся уделять большое внимание. Известно, что в США на рынке телемедицинских услуг в свое время пытались самоутвердиться на голом авторитете крупные медицинские и IT-компании, но в результате в этой сфере лидируют узкоспециализированные игроки, которые имеют компетенцию в подготовке врачей, сертификации, повышении квалификации специалистов. Это очень важный вопрос, который наверняка будет подниматься в Госдуме. Если не будет налажена система контроля качества, то риски для потребителя довольно высоки», - предупреждает член Экспертного совета при Правительстве РФ.
Равнение на ОМС
Было бы странно, если бы историю с телемедициной законодатели рассматривали только в векторе платных услуг и ДМС, полагает Денис Швецов. «Интернет идет во все больницы. И все понимают, что дистанционная консультация будет и дешевле, и более сжата по времени, то есть производительность врачей возрастет. А значит, распределение ресурсов будет более эффективным», - уверен он.
По мнению Ларисы Попович, Фонд обязательного медицинского страхования должен стать сторонником включения телемедицинских услуг в систему ОМС и будет правильно, если после принятия закона будет проведена тарификация телемедицинских услуг. «Эта тарификация может быть спущена на региональный уровень, и субъекты сами будут определять, сколько стоит эта услуга», - предполагает она.
Эксперт подчеркивает, что без оплаты из средств ОМС телемедицина для государственной системы здравоохранения останется мертворожденной услугой. «В США пока онлайн-консультации не стали оплачиваться ровно по тому же тарифу, что и очный прием, ситуация не двигалась с места», - указывает Лариса Попович.
При этом экономист не уверена, что телемедицина в краткосрочной перспективе приведет к глобальной экономии ресурсов в здравоохранении. «Данные очень противоречивы: как только увеличивается доступность услуг, растет количество общений с медсетью, - поясняет она. - Другой вопрос, что снимаются вопросы осложненных заболеваний, уменьшается хронизация, снижаются расходы, которые сейчас идут на более тяжелые случаи. Конечно, в амбулаторном звене увеличится объем помощи за счет отложенного спроса со стороны тех, кто сейчас не обращается к врачам. Но это, кстати, единственный способ достичь того, о чем все время говорят в правительстве, – смещения акцента со стационарной помощи на профилактическую и амбулаторную, по-другому она не сместится. И уже в среднесрочной перспективе можно будет говорить об улучшении здоровья населения и существенном повышении эффективности и рациональности расходов отрасли».
Согласно этой логике, государственные ЛПУ должны будут активно входить в систему оказания телемедицинских услуг, иначе они рискуют оказаться в проигрыше. «Государственная система здравоохранения менее гибкая и, вероятно, на какое-то время отстанет от бизнеса в развитии телемедицинских услуг. Но это нормально, - говорит Владимир Гурдус. – Со временем, полагаю, она приживется и в ЛПУ, особенно в тех сферах, где это наиболее уместно. Например, онлайн-мониторинг хронических больных. Кроме того, могут быть созданы некие государственные телемедицинские центры, которые снизят нагрузку на систему здравоохранения, – меньше вызовов на дом, меньше нагрузка на врачей на приеме и т.д. В средне- и долгосрочной перспективе это приведет к экономии ресурсов», - соглашается он с Ларисой Попович.
Объем рынка телемедицины эксперты оценивают по-разному. «У нас консервативная оценка: рынок будет стартовать примерно с 1,5 миллиарда и лет через пять будет в районе 12 миллиардов рублей, - сообщил Денис Швецов. - Другие говорят о 50 миллиардах рублей к 2022 году. Все зависит от того, насколько зрелым будет общество, насколько оно будет готово сменить текущую практику потребления медицинских услуг, и насколько активно клиники начнут внедрять телемедицинские технологии».
Источник: «Ростех»
Согласно прогнозам «Ростеха», рынок заработает на телемедицинских услугах уже в 2017 году 19 млрд рублей, а в 2030-м – уже больше 300 млрд. «Эта оценка, вероятно, включает затраты на носимые приборы, стационарное телемедицинское оборудование, программные решения. Мы же говорим только про сервисы», - уточняет Денис Швецов.
Прибыли будут зависеть от поведения государства на этом рынке, резюмирует Владимир Гурдус. Если услуги телемедицины включат в систему ОМС, рынок вырастет гораздо быстрее, потому что государственная часть системы здравоохранения до сих пор составляет 80% объема финансирования.
Нет комментариев
Комментариев: 0