Тревожный звонок

19.03.2019
00:00
Система экстренного вызова по единому номеру «112» в полном объеме работает только в 17 регионах из 85, сообщила Счетная палата, хотя львиная доля расходов на ее внедрение пришлась на бюджеты субъектов Федерации. Программа внедрения единого номера, уже вторая за последнее десятилетие, секвестирована и провалена.

Система, внедрение которой должно было завершиться в 2017 г., в конце 2018 г. была принята в постоянную эксплуатацию только в 17 регионах из 85, на долю которых приходится менее 15% территории и где проживает около 28% населения. Об этом сообщила Счетная палата в отчете о расходовании средств на запуск единого экстренного номера.

Причинами стали несогласованные действия властей разного уровня и урезание средств на создание системы: «По сравнению с первоначальной концепцией ресурсное обеспечение ФЦП сократилось в 5,9 раза», – говорится в отчете.

Проблема совместимости оборудования разных ведомств не решена, единый регламент взаимодействия экстренных служб с распределением сфер ответственности не разработан. В результате «сроки завершения создания системы–112 на всей территории Российской Федерации не определены».

Работа была начата в 1998 г. по образцу зарубежных систем экстренного вызова. В 2008 г. предполагалось, что нововведение начнет повсеместно действовать с 2012 г., однако затем сроки были сдвинуты еще на пять лет. Проект федерального закона о системе–112 не разработан, нормативные акты, обеспечивающие ее работу, создаются с опозданием, механизмы координации действий органов власти не появились. Это «привело и приведет в дальнейшем к невозможности разработки единых каталогов, баз данных и протоколов межведомственного взаимодействия и, как следствие, к невозможности интеграции с ведомственными сервисами в автоматическом режиме передачи данных для ускорения реагирования», – утверждают аудиторы.

В 2017 г., по данным СП, регионов с полноценно работающей системой оказалось 12, еще в 38 началась лишь опытная эксплуатация. Внедрить единое программное обеспечение в субъектах федеральный центр также не смог: интегрировать его в региональные системы оказалось дороже, чем создать «112» заново

В 2013–2017 гг. объем бюджетного финансирования соответствующей федеральной программы был сокращен в 3,5 раза (с 40,4 млрд до 11,5 млрд руб.). В 2016–2017 гг. федеральное финансирование было сокращено более чем на 90% в сравнении с плановыми объемами, а затем прекращено. Средства должны были пойти, в частности, на дооснащение станций скорой медицинской помощи современными автоматизированными системами обмена информацией, обработки вызовов и управления мобильными бригадами.

Более 56% средств в реализацию программы вложено регионами и менее половины – федеральным центром. В Рязанской области доля ассигнований со стороны регионального бюджета составила 86,9%, в Свердловской – 95,1%, в Башкортостане – 85,5%.

Федеральный Минздрав в 2013 г. издал приказ о сопряжении систем «112» и ГЛОНАСС в работе скорой помощи, однако оснащение диспетчерских служб на местах программно-техническими комплексами происходило за счет региональных средств. Унифицированное программное решение для диспетчеризации санитарного автотранспорта ведомство в 2013 г. безвозмездно передало 10 готовым к его использованию регионам, причем на тот момент только в пяти из них была создана АСУ мобильными бригадами скорой помощи с интеграцией ГЛОНАСС и «112». До сих пор только в 6% субъектов РФ действует такая автоматизированная система.

Сейчас регионы «самостоятельно ведут работы по внедрению автоматизированной системы диспетчеризации санитарного автотранспорта», сообщается в отчете Счетной палаты. Кроме того, оказалось, что инфраструктура многих субъектов РФ не готова обеспечить работу единого номера «112» из-за отсутствия на местах диспетчерских служб и нехватки средств на их содержание, низкого уровня автоматизации, плохой подготовки кадрового состава.

После 2017 г., когда федеральное финансирование было прекращено, Минздрав – единственный среди федеральных ведомств – отказался работать по целевой программе, хотя формально не был исключен из числа ее участников.

К середине прошлого года государственные испытания системы проведены в 54 регионах, но только в 50 они были признаны успешными. Еще в четырех (Кемеровская, Мурманская, Псковская области и Республика Карелия) их проведут повторно. В Архангельской области номер «112» действует только в административном центре региона.

Сейчас система работает в 17 регионах, еще в 18 находится в опытной эксплуатации и может быть запущена еще в 30, если на это найдутся деньги. «Ввиду недостаточности средств имеются риски неработоспособности в Вологодской, Кировской, Пензенской, Сахалинской, Тверской, Томской областях, республиках Карелия, Крым, Якутия, Красноярском крае, Еврейской автономной области», – утверждают аудиторы.

В целом система может действовать в 80 регионах, но также «при наличии достаточного финансирования». Еще по пяти субъектам РФ с низкой готовностью (Кабардино-Балкарская Республика, Алтайский и Краснодарский края, Курганская область, Ненецкий автономный округ) не определены даже ориентировочные сроки запуска.

Напомним: в 2016 г. во время Сямозерской трагедии, повлекшей за собой смерть 14 школьников из туристического лагеря, система «112» (до сих пор не в полном объеме введенная в Карелии) переадресовала звонок детей в отдаленную от места событий Суоярвскую ЦРБ. Персонал больницы не получил необходимых инструкций по работе с системой, в результате фельдшер проигнорировала вызов, а впоследствии была приговорена к трем годам колонии с отсрочкой исполнения наказания. Между тем в понедельник, 18 марта, Петрозаводский городской суд приговорил экс-директора лагеря и ее заместителя, не сообщивших о происшествии в МЧС, к 9,5 года колонии. 

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.