Усилилась конкуренция за врачей между государственными и частными клиниками

22.02.2020
12:25
За последние два года наметилась отчетливая тенденция к консолидации на рынке коммерческой медицины, а также выросла роль государства в конкурентной борьбе за пациентов и врачей. Об этом сказала старший менеджер компании Ernst & Young, руководитель группы по оказанию услуг в области повышения эффективности бизнеса предприятиям медико-биологической отрасли Екатерина Дежаткина на Московском медицинском форуме руководителей медицинских организаций «Стратегия. Тактика. Возможности» 20 февраля.
Екатерина Дежаткина | Фото: Олега Кирюшкина

Она представила результаты исследования «Ключевые тренды и тенденции развития рынка коммерческой медицины в РФ в 2018—2019 годах: взгляд частных медицинских организаций», проведенного в августе- декабре 2019 года. Были опрошены руководители более 25 частных многофункциональных медорганизаций, большинство из которых входит в ТОП50.

Чего хотят пациенты

В исследуемый период существенно изменились предпочтения пациентов: 58% респондентов отметили повышение требований к уровню сервиса. В предыдущем исследовании за 2016—2017 годы эта цифра составляла 41%. Четкий запрос на сервис со стороны потребителя эксперты связывают с различными факторами, в том числе с тем, что на рынок выходят поколения, которые начинают активно потреблять платные медицинские услуги и имеют к ним высокие запросы.

Вторым ключевым трендом, который также переходит из прошлого исследования, Дежаткина назвала экономию со стороны пациентов: «Экономическая ситуация лучше не становится, почти все респонденты говорят, что снижается покупательская способность, особенно это заметно в массовом сегменте, премиум-рынок страдает от этого меньше. Этот тренд будет сохраняться в дальнейшем».

Растущая информированность пациентов — еще одна отмечаемая тенденция: 35% респондентов говорят о том, что пациенты хорошо знают о том, какие услуги и где они могут получить, растет их вовлеченность в обсуждение своего здоровья. Вместе с тем другие 35% отмечают низкую культуру заботы о здоровье среди пациентов. А 20% участников опроса констатируют крайне негативное влияние «консультаций» в интернете.

Эксперты отметили, что пациенты стали лучше анализировать ситуацию на рынке и получают помощь из разных источников: ОМС, ДМС, на платной основе. Повышается спрос на получение ВМП, а также на превентивную медицину и ЗОЖ.

По поводу развития дальнейших потребительских предпочтений 38% респондентов ожидают, что все сохранится в нынешнем формате, 42% — что продолжится экономия средств пациентами и в связи с этим будет расти обращаемость за помощью по ОМС.

Реалии рынка

На вопрос о проблемах в медицине участники опроса ответили, что основной считают конкуренцию на рынке за врачебный персонал. Авторы исследования отмечают, что в предыдущем опросе об этом никто не говорил, а сейчас тема доминирует по количеству опрошенных, которые на нее указали. При этом главными конкурентами называются государственные учреждения.

«В связи с майским указом президента и повышением зарплат в государственных медучреждениях частным клиникам стало существенно более проблематично удерживать врачей», — отметила Дежаткина.

Вторая проблема тоже связана с усилением конкуренции со стороны государственных медучреждений. За последние 2 года они существенно улучшили сервис, создают удобные для пребывания пациента условия, что приводит к оттоку клиентов в клиники, работающие по ОМС, объясняют ситуацию аналитики. Респонденты предсказывают продолжение роста конкуренции со стороны государственных учреждений, главным образом в Москве и Санкт-Петербурге.

Исследование выявило и такие тенденции, как консолидация рынка частной медицины и укрупнение сетевых игроков, более активное вовлечение в программу ОМС, прежде всего в ВМП, региональную экспансию медицинских сетей. Ожидается расширение присутствия крупных медицинских центров в системе ОМС и объединение усилий крупных игроков для решения отдельных вопросов на уровне государства.

В отношении страхового рынка многие из опрошенных указали на усилившуюся экономию со стороны страховых компаний. Стремление работодателя оптимизировать затраты на ДМС ведет к консолидации рынка страхования. Многие руководители клиник прогнозируют, что в итоге в сегменте добровольного страхования останется работать 7—10 СМО. Несмотря на негативные тенденции, половина опрошенных сообщила, что сохраняет высокую долю ДМС-пациентов или увеличила количество прикреплений от страховых компаний.

Анализ проектов показал, что 66% клиник в 2018—2019 годы занимались расширением сети, отрывали филиалы в регионах присутствия, наращивали спектр услуг. Почти треть частных медучреждений реализовала IT-проекты, включающие разработку мобильных приложений, онлайн-кабинетов и всевозможных сервисов для пациентов. При этом 58% респондентов отмечают, что отдача от проектов оказалась ожидаемой.

В будущем представители частной медицины ожидают роста исключительно за счет инфляции, планируют разрабатывать новые форматы взаимодействия со страховыми компаниями, развивать программы комплексного обследования и диспансеризации. Участники исследования выразили надежду на модернизацию системы страхования.

На перспективу до 2023 года большая часть опрошенных заявила о планах расширять спектр услуг, среди направлений лидируют хирургия, онкология, педиатрия, репродуктивные технологии, а также B2B направления — производственная медицина, профессиональные осмотры. Многие планируют расширять свои сети только в регионах присутствия, почти треть собирается все-таки выходить в новые регионы.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.