Александр Гусев: банкротство разработчиков отбросит ЕГИСЗ на десятилетие назад
– С какими вызовами может столкнуться система в связи с санкциями и иными ограничениями? Как будут решаться эти проблемы?
– Практически все прикладное программное обеспечение, используемое в госпроектах автоматизации здравоохранения, разработано российскими компаниями. Сюда относятся медицинские информационные системы (МИС), лабораторные, региональные системы и сервисы, бухгалтерское и кадровое ПО и т.д. Все федеральные сервисы ЕГИСЗ – также отечественные разработки. Поэтому рисков блокировки прикладного ПО нет.
По общесистемному ПО – операционным системам, системам управления базами данных (СУБД) и т.д. – ситуация может отличаться в регионах. Планы импортозамещения в реализации госпроектов информатизации были объявлены в 2014–2015 годах, но кто-то оперативно учел указания федерального центра, а кто-то проигнорировал. Поэтому не удивляюсь, что в ряде мест мы до сих видим компоненты Единого цифрового контура, работающие на продуктах Microsoft, Oracle, IBM. Хотя такого не должно быть уже давно.
Отдельная проблема – со средствами разработки ПО. Тут, увы, у нас так и не появилось серьезных аналогов в языках программирования, фреймворках, общесистемных библиотеках и компонентах для создания программного обеспечения. Но это риски именно разработки, а не эксплуатации. Они лежат на плечах компаний-разработчиков, а не пользователей их продуктов.
Самые серьезные риски — в части аппаратного обеспечения: существенного замещения аппаратной и сетевой инфраструктуры на российское «железо» не произошло. Отрасль не смогла создать адекватных по производительности и стоимости аналогов продуктов американских компаний.
– Как санкции скажутся на работе региональных контуров?
– Прямой угрозы остановки их работы не вижу. Львиная доля инфраструктуры в сфере здравоохранения, по сути критической, представлена защищенными сетевыми контурами, изолирована от открытого интернета и не раз была проверена на соответствие базовым требованиям по безопасности. Но есть риск для развития цифрового здравоохранения и даже потери части его сегментов, особенно в инновационных направлениях.
Во-первых, если сейчас начнутся серьезные трудности в экономике и будут сокращены госинвестиции в программы цифровой трансформации, то следует ожидать проблем у компаний-разработчиков, что приведет к снижению качества и уровня техподдержки базовых продуктов для информатизации, которые и так не блистали высоким уровнем.
Во-вторых, и это хуже всего, есть огромный риск потери компаний из новых направлений, которые, к сожалению, остались за бортом утвержденной правительством в конце 2021 года стратегии цифровой трансформации здравоохранения. Например, это продукты для удаленного мониторинга пациентов, новые телемедицинские решения, системы искусственного интеллекта, поддержки принятия решений и т.д. Сейчас отсутствует целевое государственное финансирование таких проектов, а у регионов свободных финансов на «цифру» просто нет. Нет их и в системе ОМС. Из-за этого почти все инновационные продукты цифрового здравоохранения создавались на инвестиционные деньги и привлеченные гранты в надежде выхода на глобальные рынки для заработка, что сейчас представляется крайне маловероятным.
Без выделения целевого финансирования никакие меры поддержки ИТ-компаний ничего не дадут, поскольку у них не будет выручки. А в России пока иных источников выручки, кроме госзаказа, для таких продуктов нет.
Это означает: следует всерьез рассматривать риски банкротства разработчиков, что отбросит страну на десятилетие назад. В результате мы так и останемся с внедренными в регионах МИС, записью к врачу через интернет и передачей данных в ЕГИСЗ, что, мягко говоря, никакая не инновация, даже по скромным российским меркам, уже лет 10. Региональные системы здравоохранения не смогут полноценно воспользоваться инвестициями в базовую информатизацию и инфраструктуру, поскольку сама по себе электронная медицинская карта не оказывает никакого влияния на сокращение заболеваемости, смертности или устранение предотвратимых расходов. Для этого нужны настоящие проекты цифровой трансформации, существенно повышающие эффективность лечебно-диагностического процесса, управления и использования ограниченных ресурсов.
– Ожидаете сложностей с передачей данных в системе?
– Маловероятно. Основные требования по информационному обмену, срокам и составу передачи данных между МИС, госинформсистемами регионов и ЕГИСЗ были определены еще в 2018 году. Ничего принципиально нового с тех пор не вводилось. Думаю, времени было более чем достаточно для отладки передачи данных. Рост наполнения таких сервисов, как интегрированная электронная медицинская карта и федеральный реестр электронных медицинских документов, это показывает. Сети данных защищены и изолированы. Если используемые продукты не будут отключены или остановлены, то радикальных проблем с обменом данными не должно быть.
– Проблем с ПО медучреждений, представляющих информацию в систему, и с его поддержкой не будет?
– Сейчас сложно предсказывать даже на несколько дней вперед, но явных угроз, кроме описанных выше и связанных в основном с модернизацией аппаратного обеспечения, ускорением импортозамещения общесистемного ПО и сохранением отечественных специализированных IT-компаний, нет.
– Будут ли отсрочены планы по развитию системы ЕГИСЗ?
– Не вижу оснований для отсрочки. Наши планы по развитию единых цифровых контуров и ЕГИСЗ – это не невесть что непревзойденно прорывное и недостижимо сложное. Наоборот, они уже некоторое время назад стали рутинными и поддерживающими, никакого «дизрапта» или серьезного реинжиниринга существующих в здравоохранении процессов или прорывных инноваций не предусматривают. Отрасль пошла по пути наименьшего сопротивления и «приземления» на исполнительский уровень с минимальными рисками для себя. А раз так, то и оснований для срыва этих сроков быть не должно.
Полагаю, мы должны пойти не по пути смягчения планов, а наоборот – повышения интенсивности, инновационности, а значит, и рискованности проектов. Сейчас нужно не голову в песок прятать, а пользоваться моментом внутренней господдержки и мобилизации компаний и государства, чтобы совершить рывок и поддержать существенный рост отрасли цифрового здравоохранения, которая несколько последних лет стала постепенно прирастать инвестициями и новыми интересными продуктами.
Нет комментариев
Комментариев: 0