Чекапам нужна диспансеризация
– Екатерина Владимировна, о чем говорит статистика чекапов? Сложился ли рынок?
– На самом деле люди пока не понимают, что такое чекап. Можно зайти в любую клинику – все пестрит рекламой: «За день или два мы сделаем полную диагностику, вы узнаете о себе все». Наименований и разновидностей чекапов уже не одна тысяча: и кардиочекапы, и общеоздоровительные.
А при этом кто на самом деле пользуется чекапами? Прежде всего пары, которые хотят завести детей, потому что проблемы бесплодия очень актуальны и сильно беспокоят будущих родителей. Но это узкоспециализированный сегмент.
Пользуются ли спросом общепрофильные чекапы? Нет. Я бы сказала, что к ним обращается не более 5–7% людей, имеющих возможность лечиться в частных клиниках.
Поколение, которое знало, что такое диспансеризация и почему ее надо обязательно пройти, уже выросло и уходит. А новое, осознающее важность внимательного отношения к своему здоровью, еще не появилось. Поэтому сказать, что чекапы привлекают многих, нельзя.
Чтобы развить рынок чекапов на основе правильного подхода, когда человек периодически наблюдается врачами, нужно, чтобы нормой стала превентивная забота о здоровье нашего общества. Сейчас у нас в России в этом плане не делается почти ничего. Государственные клиники размещают рекламу с приглашением на бесплатную диспансеризацию, но так мало людей доходит до этой рекламы, не говоря уже о самой диспансеризации… Телефонные обзвоны не помогают: люди не доверяют таким звонкам.
Вклад страховых компаний в популяризацию чекапов – это добавление такого сервиса в страховой продукт, что выгодно и клиентам, и страховщикам. В связи с этим начинает складываться тенденция, которая заключается в том, что страховые компании добавляют в свои продукты форматы чекапов. С одной стороны, это позволяет страховым программам отличаться друг от друга. С другой – благодаря чекапу клиент узнает о рисках, связанных с его здоровьем, что помогает ему далее выбирать полезные именно ему страховые продукты. Чекап – хороший инструмент для урегулирования убытков, так как позволяет клиенту быть осведомленным о рисках, связанных с его здоровьем.
– Получается, те 5–7% пациентов частных клиник, которые заинтересованы в чекапах, – это одновременно и клиенты страховых компаний?
– Не всегда. Их мало именно потому, что это те люди, которые готовы начать заботиться о своем здоровье. У страховых компаний – роль проводника: пациенту самому разобраться в предложениях клиник бывает затруднительно. За счет добавления медицинских опций в страховые продукты мы видим, с одной стороны, хорошие перспективы привлечь больше людей к пользованию медицинскими услугами и регулярному контролю своего здоровья. С другой – наличие медицинских сервисов может стать дополнительной мотивацией для клиентов приобретать продукты страхования жизни.
– И это работает? Видна тенденция?
– К примеру, в июне мы запустили новый продукт – накопительное страхование жизни с индивидуальным пакетом медицинских сервисов, включающих телемедицину, чекапы, второе медицинское мнение, а также организацию и оплату лечения в случае диагностирования критического заболевания. Сервис чекап в рамках продукта дает возможность проходить комплексное медицинское обследование в клиниках в России или за рубежом каждые 3 года действия полиса. Более 35% клиентов, которые его приобрели, на сегодняшний день уже воспользовались услугой чекапа (он был включен в стоимость продукта). Это хороший показатель. Пока продукт доступен для премиального сегмента клиентов, но в наших планах запуск продукта с сервисом чекапов для массового канала.
– Будут ли эти данные внесены в медицинскую карту, станут ли учитываться клиниками в дальнейшем?
– Обязательно. Все медицинские данные по пациенту, независимо от того, стали они результатом чекапа или другого обследования, фиксируются в медицинских документах. И если пациент приходит в государственное учреждение, работающее в ОМС, и имеет на руках медицинские заключения по пройденным в рамках чекапа обследованиям, они тоже учитываются.
Статистика заболеваемости по результатам чекапов не отличается от общей статистики: преобладают те же сердечно-сосудистые, онкологические, неврологические проблемы.
– Стоимость чекапов может различаться весьма значительно, но можно ли говорить о некоей средней цифре?
– Ее не существует: чекапы бывают разными. Поэтому их стоимость лежит в диапазоне от 3,5 тысяч до 600 тысяч рублей, и в этом нет никакого подвоха. И мы имеем дело с таким разбросом цифр, и наши коллеги из других компаний.
И в России, и во всем мире страховые компании работают приблизительно с одним и тем же перечнем лечебных учреждений. И, следовательно, схожие виды чекапов находятся примерно в одной и той же ценовой категории.
– Страховые компании отправляют клиентов обследоваться за рубеж?
– Да. Например, в Южную Корею, где хорошо развита диагностика в травматологии.
– Наверное, туда – пациентов с Дальнего Востока…
– Южная Корея стала пользоваться популярностью и у московских клиентов.
– Есть ли смысл говорить о консилиумах при проведении чекапов?
– Да. Когда человек прошел чекап, готовится итоговое заключение, и, если выявлена проблема, вызывающая сомнение, возможно проведение консилиума. Так часто бывает: при сложных чекапах, диспансеризациях, медицинских обследованиях на финальном этапе обязательно собирается консилиум. От 10 до 15% диспансеризаций заканчивается консилиумом. Но в данном случае это десятая часть тех самых 5–7% пациентов.
– Какие страховые компании и клиники являются крупнейшими фигурами на рынке чекапов?
– Это, например, «Европейский медицинский центр», сеть клиник «Медси», АО «Медицина» – известные негосударственные частные структуры, которые продвигают компетенцию в здравоохранении. И все крупные страховые компании.
– Складывается ли на этом рынке конкуренция?
– Открытой активной конкуренции пока нет, потому что рынок потребителя еще не сформирован. Программа диспансеризации существует, но она активно не проводится. Пока эти действия не станут активными, не будет и конкуренции. И те чекапы, которые предлагают сейчас разные клиники, почти не отличаются друг от друга.
Предложения страховых компаний принципиально тоже не различаются. Мы все работаем на поле одних и тех же клиник. В ряде случаев мы являемся инициаторами изменений: для определенного профиля пациентов создается свой вариант диспансеризации. Тогда мы просим клинику рассчитать стоимость такой услуги.
– На какой зарубежный опыт вы опираетесь?
– На гонконгский, но он связан с государственным здравоохранением. Эта страна занимает одно из лидирующих мест в мире по уровню здоровья населения. Там законодательно утверждено ежегодное прохождение диспансеризации уже с первого года жизни ребенка. А человека, не прошедшего ее в положенный срок, не пускают на работу. Регулярные профилактические осмотры на 90% финансируются государством.
– Применим ли этот опыт в России хотя бы в какой-то степени?
– Нет: не хватает законодательного акта, обязывающего жителей страны ежегодно проходить диспансеризацию, и соответствующих обязательств, касающихся работодателей. Соответствующие обязательства должны касаться и работодателей. Поэтому пока чекап – это личная добровольная ответственность каждого.
– Ожидаете ли вы принятия такого закона в ближайшие годы?
– Я не знаю о таких законопроектах.
– Какими вы видите перемены на рынке чекапов в ближайшие три, пять, семь лет?
– В ближайшие три года рынок мало изменится, явного передела не произойдет. По крайней мере, таково мое видение, основанное на опыте прошлых лет. Если же говорить о перспективе семи – десяти лет, однозначно произойдут глобальные изменения. Появятся новые игроки – медицинские провайдеры, медучреждения, изменится законодательство об ОМС, активно будет развиваться страховая медицина, и мы, страховщики, тоже встроимся в этот процесс. Тогда, в результате законодательных изменений, возникнет и конкуренция.
Нет комментариев
Комментариев: 2