Другая сторона планеты  

08.04.2017
00:00
Группа московских врачей побывала в марте с рабочим визитом в столице Южной Кореи. Четыре уролога и два кардиохирурга из разных ЛПУ Москвы во время стажировки ознакомились с системой здравоохранения этой страны на примере Бунданского госпиталя при Сеульском национальном университете. Участник программы врач уролог ГКБ №67 им. Л.А. Ворохобова Павел Королев поделился с «МВ» впечатлениями от увиденного. 

- Павел, что больше всего впечатлило? 

- Эта поездка перевернула мое медицинское мировоззрение. Впечатлений столько, что мы еще долго будем все вспоминать и осмысливать! Первое, что поражает, – невероятная чистота, оснащение и логистика. Второе - слаженность работы. Доктор, медицинская сестра, работник службы перевозки – никто из них не будет делать ничего не предписанного ему должностной инструкцией. Врач работает врачом. Ну и главная визитная карточка госпиталя - система Bestcare – авторская разработка больницы, стандарт качества, который полостью интегрирован в работу ЛПУ. 

Больницы в стране подразделяются на три уровня - по сложности и оснащению. Госпиталь Бундан определяется как 3-й – самый сложный. Лечебное учреждение, несмотря на государственный статус, находится на самообеспечении, как и некоторые стационары России. В госпитале разработана и внедрена самая инновационная информационная медицинская цифровая система – и бумаготворчества здесь нет. 

Бунданский госпиталь при Сеульском национальном университете

- И как это работает? 

- Каждый обратившийся в госпиталь начинает свой путь с КДЦ (клинико-диагностический центр) - в переводе на российские реалии это что-то наподобие приемного отделения. На пациента заводится электронная история болезни, присваивается внутренний ID. На запястье крепится браслет со штрих-кодом, как в отелях. И пациент направляется в отделение. Личный ID номер в госпитале – это как страница в интернете: с фотографией, анамнезом, результатами обследований, снимками компьютерной томографии и прочими данными, рекомендациями врачей, выписками, назначениями и лекарствами. Вся информация доступна лечащему врачу и самому пациенту. 

В клинике очень развито волонтерство. Как правило, пациент сопровождается до нужного ему отделения сотрудником госпиталя. Или с помощью смартфона, где по аналогии с известными всем картами, система найдет его местоположение в госпитале по сигналу wi-fi и bluetooth и сама построит оптимальный маршрут до дверей его отделения. В процессе лечения приложение напоминает о процедурах, таблетках, покажет информационные ролики про заболевание. В госпитале есть библиотека, картинная галерея, кафе-шопы, проводятся выступления звезд эстрады и много чего еще – вся информация есть в приложении. Я попросил установить его и мне на смартфон, но было отказано – доступ только сотрудникам и пациентам. 

- Цена вопроса? 

- Стоимость оказания медицинской помощи зависит от статуса клиники. Например, в госпитале Бундан ПЭТ КТ стоит около 1500 долларов. Оплата лечения/обследования происходит после получения медицинской помощи наличными или карточкой через автоматы, расположенные на каждом шагу. Очень напоминает нашу ЕМИАС, но с пунктом в меню «оплата». Сбой информационной системы госпиталя невозможен. Корейцы улыбнулись, когда я задал им такой вопрос: они уверяют, что даже если электричество отключится совсем, этого в больнице никто не заметит: автономные источники питания поддержат «мозг» госпиталя в течение двух недель. 

Медицинская страховка в Южной Корее есть у каждого жителя – персональный  страховой/медицинский ID, который «читается» в любом медицинском учреждении станы, предоставляя пользователю полнейшую «историю болезни» пациента. На всю страну - единственная страховая компания! И подкомпании, которые разрабатывают схемы привлечения пациентов. Но главная одна. Оплата - 50/50 пациентом и работодателем. Общая сумма ежемесячного платежа - порядка 150 долларов (для неработающих свои особенности). 

Надо отметить, что добровольное обращение в Check-up центр, который предоставляет комплексное обследование организма, не дотируется государством и оплачивается в полном объеме пациентом. Check-up длится 4-5 часов. Пациенты находятся в максимально комфортных условиях, переодеты в халаты, тапочки. Домашняя обстановка. И все компактно, на одном этаже. 

- А служба скорой помощи? 

- Понятия «бесплатная медицина» здесь нет в принципе. Вызов врача на дом стоит очень дорого, а бригады скорой помощи - порядка 500 долларов. Госпитализации показаны только крайне ургентные вызовы. За необоснованный вызов человек платит те самые 500 долларов, плюс штраф. Поэтому, если по дороге «летит» машина «скорой», будьте уверены_ внутри пациент в крайне тяжелом состоянии, требующий как минимум реанимации или экстренной операции. 

- Как устроена деятельность ЛПУ? Как функционирует этот «организм»? 

- Первое, что бросается в глаза, – статус врача. Не только в госпитале. И в стране так заведено: врач - очень уважаемая персона. Например, за профессоров, известных во всем мире, тут идет борьба, поэтому их мнения для администрации госпиталя играют важную роль. 

В госпитале есть собственная прачечная и швейная мастерская. При устройстве на работу всем выдается фирменная одежда с принтами. Профессорам же шьется именной халат по заранее снятым меркам. У госпиталя есть свой резервный финансовый фонд, который расходуется на оказание экстренной, непредвиденной медицинской помощи (автоавария, политравма и т.п.) нуждающимся или тем пациентам, которые по тяжести состояния не могут предоставить документы. В госпиталь крайне тяжело устроиться на работу – профессиональные требования очень серьезные! Высокий стандарт подтверждается и соответствующим размером зарплаты. Скажем, молодой врач в резидентуре получает около 4000 долларов в месяц. Рабочий день длится 8 часов. Суточных дежурств нет, но работу начинают рано. Мы с коллегами приходили к 7:00, а отделение, включая профессорский состав, уже на «боевом» посту. В госпитале 40 операционных, где ежедневно проводится до 160 операций. 

Аптек при госпиталях в стране нет: действует государственный закон о регулировании стоимости лекарств. Бланк выписки из стационара един для всех аптек, поликлиник, больниц во всех уголках Кореи. Без рецепта и рекомендаций врача аптека не продаст даже сироп от кашля.

- Как устроено общение «врач-пациент»? 

- Доктора для простого контакта «поговорить» недоступны. В случае необходимости их вызывает медицинская сестра. Вход в коридоры ординаторских закрыт кодовым ключом. Общение с доктором только по расписанию, и оно – поскольку вписано в график врача - платное. На прикроватном индивидуальном сенсорном экране пациенты могут прочитать все заключения обследований, увидеть свои анализы, ход лечения, рекомендации, словом, получить исчерпывающую информацию о своем здоровье. Врачу доверяют, а не проверяют его через интернет. Мы задали вопрос нашему корейскому коллеге: «Случаются ли у вас нападения на докторов?» Он широко открыл глаза и удивился: «Никогда!» 

- Такой безупречный порядок во всем - это результат продуктивной работы или крепкой традиции? 

- По моим ощущениям, здесь порядок держится на трех основаниях: на крепких традициях страны, трудолюбии и уважении к закону. Это и позволяет системе успешно работать. 

Московские врачи на стажировке в Сеуле

- Почему во всех странах системы здравоохранения работают более-менее исправно, а у нас – вечные нерешаемые проблемы? 

- Ну, вечных нерешаемых проблем я не вижу. Наше здравоохранение растет и идет навстречу пациентам. Все модернизируется,медицина старается обеспечить население квалифицированной помощью. И при всем блеске корейского здравоохранения, могу сказать, что по качеству лечения наша медицина ничуть не хуже, а в чем-то даже лучше. 

Многое зависит еще и от самих людей, от нашего отношения к жизни. Как ни печально это признавать. Ну не крадут в Корее сидячие каталки! Не плюют в лифтах больницы, не рисуют на стенах и уж тем более не ломают собственность больницы и не бьют врачей! Там лозунг: «люди думают о людях» - это каждодневная реальность.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.