Бумажный контроль

06.06.2017
00:00
Качество оказания медуслуг – удивительная вещь. Все его контролируют, но никто не знает, что это такое. Функции органов власти сводятся к заполнению бумаг - ни решить проблему по существу, ни назначить наказание нарушителям они не могут. И нововведения, которые должны вступить в силу с 1 июля 2017 года, не изменят ситуацию. На вопросы портала Medvestnik.ru ответила начальник отдела контроля качества медицинской помощи населению Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Юлия Тетеревкова.

Круговорот бумаг в природе

- Юлия Викторовна, на чем базируются критерии качества медицинской помощи, какими документами они определяются?

- Согласно 37 ст. Федерального закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»  медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения), разработанных и утвержденных медицинскими профессиональными некоммерческими организациями. На этой базе критерии оценки качества медпомощи сформированы и утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ от 07.07.2015 г. №422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». С 1 июля 2017 года вступает в силу приказ Минздрава РФ от 10.05.2017 г. №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи»). 

- Какова статистика обращений пациентов, жалующихся на качество медицинской помощи?

- За 2016 год в Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга поступило и было рассмотрено 16 947 обращений от граждан, 7430 из них (43,8%) содержали вопросы, решение которых не входит в компетенцию комитета. Они были направлены в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу. В отдел контроля качества медицинской помощи населению в 2016 году поступило 921 обращение от граждан (5% от общего числа). 133 из них были направлены на рассмотрение в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Среди обращений, поступивших в Комитет по здравоохранению, не только жалобы. Присутствуют и заявления, и благодарности, и запросы, и предложения. И, кстати, в процентном соотношении благодарностей значительно больше, чем жалоб – 1591 (9,4% от общего количества обращений).

Слабое сердце

- Какие вопросы больше всего волнуют пациентов?

- Чаще всего приходят обращения по обеспечению лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, в частности,  положенными льготным категориям граждан, по качеству медицинской помощи, по организации приема специалистами в медорганизациях, по нарушению принципов этики и деонтологии медицинским персоналом.

- Какая отрасль медицины самая уязвимая в плане качества помощи?

- Много жалоб связано с качеством оказания медицинской помощи при заболеваниях системы кровообращения (кардиология, неврология). На втором месте – при гинекологических заболеваниях. Третье место – при хирургических заболеваниях различного профиля.

- Каков алгоритм рассмотрения обращений?

- Комитетом по здравоохранению проводятся проверки в рамках ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в подведомственных медорганизациях. Комитету подведомственны только государственные медицинские организации, преимущественно стационары. Амбулаторное звено относится к отделам здравоохранения администраций районов Санкт-Петербурга.

Мы запрашиваем в медицинской организации копии медицинских документов, результаты всех исследований, выполненных пациентам, и иные сведения, необходимые для проведения проверки. После их изучения полученные материалы передаются специалисту по профилю заболевания: он проводит анализ качества оказанной медицинской помощи. По результатам проверки составляется акт и, в случае выявления дефектов оказания медицинской помощи, предписание об устранении выявленных нарушений, которые направляются главному врачу медицинской организации для принятия управленческих решений.

Неподсудны

- Кто и как в случае выявления нарушений применяет к медработникам санкции?

- Согласно Трудовому кодексу РФ мы не можем применить дисциплинарные взыскания к врачам и другим медицинским работникам. Это делает только работодатель. То есть решение в каждом конкретном случае выносит главный врач. В особо серьезных ситуациях мы рекомендуем главному врачу медорганизации решить вопрос о применении дисциплинарных взысканий к сотрудникам. Такие случаи у нас были.

- Приходилось ли комитету становиться участником судебных разбирательств, касающихся качества медицинской помощи?

- Комитет по здравоохранению не может быть ответчиком, так как медицинскую помощь не оказывает. Судебные разбирательства ведутся между медицинскими учреждениями и пациентами. 

- Что касается компенсаций, которые пациентам выплачиваются за причиненный вред здоровью,  кто устанавливает пределы этих сумм и от чего они зависят?

- Степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, устанавливается при проведении судебно-медицинской экспертизы, основаниями для осуществления которой являются определение суда, постановление судьи, дознавателя или следователя. У Комитета по здравоохранению нет таких полномочий. У нас иной уровень оценки качества медицинской помощи – мы проверяем соблюдение порядков и стандартов. СМЭ позволяет провести более детальные исследования (гистологические и т.д.), чтобы оценить степень тяжести вреда, и выносит заключение. И суммы определяются судом по результатам этой экспертизы. У нас могут запросить данные проверок: суды, следственные органы, прокуратура. И иногда они играют роль при принятии решения судом.

- Что изменится с 1 июля 2017 года? Контроль качества медпомощи станет лучше?

- Данные критерии применяются при проведении экспертизы качества медицинской помощи с целью выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. Комитет по здравоохранению не уполномочен на проведение экспертизы качества медицинской помощи, для которой были созданы эти критерии. Мы проводим ведомственный контроль. Он включает проведение проверок соблюдения медорганизациями порядков и стандартов оказания медицинской помощи.

Нет комментариев

Комментариев: 2

Логинов Сергей Ростиславович
качество,качество оказания мед.помощи. Да, все это в свете ежемесячного снижения зарплаты кажется настолько неуместным,что и комментировать не хочется . А вот хочется только спросить,насколько морально за грошевую зарплату участкового врача/где то в регионе ,напр. в Челябинской обл./спрашивать за это качество.
Токарев Владилен Иванович
Качество определяется пациентом, на которого выделены деньги. Жалоба - это отсутствие качества и должно подлежать возврату денег не страховщику, а пациенту. Цена лечения известна методикой утверждённой соответствующим НИИ и затратами пациента на пустые лекарства.
Могу оказать помощь Минздраву в наведении порядка не в бумагах.
Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.