Облачный ЛИС: решения для лабораторной службы

15.05.2018
00:00
Минздрав России активно ставит отрасль на цифровые рельсы. Особенно энергично ведется работа по построению Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) в части законодательного регулирования. Параллельно с нормотворчеством на уровне постановлений правительства, приказов Минздрава, реализуется приоритетный проект «Электронное здравоохранение». По сути, его цели – это достижение базовой основы внедрения и использования информационных систем в здравоохранении субъектов РФ. Программа нацелена на перестройку процессов как медицинских организаций, так и алгоритмов информационного взаимодействия в масштабах регионов. На уровне субъектов РФ формируются в том числе централизованные и автоматизированные лабораторные системы.

Трудно представить лабораторию в современном медицинском учреждении, в которой хотя бы часть рабочих процессов не была так или иначе автоматизирована. Огромный поток пациентов, разнообразные типы исследований, множество анализаторов различных производителей, необходимость конкурировать за пациентов с другими медучреждениями, в первую очередь с частными лабораториями, и многие другие факторы вынуждают лаборатории государственных медицинских организаций внедрять специализированные программные продукты или, как их принято называть, лабораторные информационные системы (ЛИС).

Бесспорные преимущества

ЛИС представляет собой программное обеспечение, которое позволяет автоматизировать и перевести в электронный вид все ключевые рабочие процессы подразделений лабораторной диагностики медицинских учреждений от направления пациента на анализы, забора и подготовки биоматериала, проведения различных видов исследований, в том числе с использованием анализаторов, до выдачи результатов на печатном бланке. С внедрением ЛИС все эти процессы становятся контролируемыми на каждом шаге, а также абсолютно прозрачными для сотрудников лаборатории и руководства медучреждения. При этом исключаются потери направлений, биоматериала и результатов исследований.

Помимо основных бизнес-процессов лаборатории, ЛИС обеспечивает такие функции, как: передача образцов на исследования в другую лабораторию, управление лабораторным контролем качества, ведение лабораторных журналов, учет реагентов и расходных материалов, формирование статистической и иной отчетности, управление нормативно-справочной информацией и финансовой составляющей работы организации. Кроме того, интеграция ЛИС с медицинской информационной системой (МИС) учреждения позволяет передавать и сохранять полученные результаты исследований в электронной медкарте пациента, где они автоматически становятся доступны лечащему врачу.

Преимущества ЛИС очевидны и, как правило, перед руководителем медорганизации и заведующим лабораторией стоит лишь вопрос, на каком решении остановить выбор. При этом, выбирая информационную систему, важно помнить и обязательно учитывать, что, в соответствии с приказом Минздрава, с 1 января 2015 г. ЛИС считается изделием медицинского назначения и к ней предъявляются аналогичные требования, в частности обязательное наличие регистрационного удостоверения Росздравнадзора.

На рынке представлено множество программных продуктов от разных компаний-разработчиков, которые более или менее успешно реализуют перевод в цифровой вид рабочих процессов лабораторий. Сравним два варианта внедрения, которые чаще всего практикуются компаниями разработчиками: локальная установка на сервер в медицинском учреждении и централизованная ЛИС, устанавливаемая в региональном ведомственном или коммерческом центре обработки данных (ЦОД), к которой уже подключаются несколько или все медорганизации.

Стоимость внедрения

ЛИС – это не пакет офисных приложений, который можно просто установить на компьютер и сразу начать им пользоваться. До момента, когда она станет ежедневным рабочим инструментом врачей и лаборантов, необходимо пройти довольно непростой процесс внедрения. Подключение анализаторов, настройка прав доступа, справочников, журналов и отчетов, обучение пользователей работе с системой – это то, что придется сделать в любом случае, независимо от того, какое решение внедряется: локальное или централизованное.

Но есть одно существенное отличие. В случае с централизованной ЛИС все общие настройки делаются один раз и в одном месте, что обеспечивает преемственность и унификацию на всех этапах. Локальные системы настраиваются каждая в отдельности, что существенно увеличивает трудозатраты поставщика и соответственно отражается на общей стоимости внедрения ЛИС на регион в большую сторону.

Обеспечение инфраструктуры

Если подходить с точки зрения инфраструктуры, то децентрализованные системы требуют определенных аппаратных мощностей в точке установки. То есть каждое медучреждение должно обеспечить на своей площадке помещение для ЛИС, серверное и сетевое оборудование достаточной производительности, источники бесперебойного питания и систему кондиционирования. Для отказоустойчивой работы может потребоваться резервное оборудование, которое будет устанавливаться взамен вышедшего из строя. Кроме того, если приложение требует нескольких независимых серверов под свои функциональные части (непосредственно ЛИС, система взаимодействия с лабораторным оборудованием и т.д.), то потребуется закупка нескольких серверов и соответствующих лицензий на сопутствующее программное обеспечение.

Все вопросы по обслуживанию и эксплуатации дополнительного хозяйства ложатся на плечи медучреждения, а это ремонты и замена вышедшего из строя оборудования, восстановление после аварий и модернизация. Если в организации нет технических специалистов с достаточным уровнем подготовки, придется привлекать сервисную компанию или брать в штат дополнительного сотрудника, чтобы поддерживать систему в рабочем состоянии.

Централизованные системы предполагают, что все вопросы по инфраструктуре и эксплуатации ЛИС решаются владельцем ЦОД. Такие службы, как правило, располагают дежурными сменами и службами мониторинга, которые работают в режиме 24х7 и устраняют сбои в работе независимо от времени суток.

Немаловажно и то, что все подобные ЦОД аттестованы по требованиям безопасности информации и позволяют медучреждению не беспокоиться о порядке хранения и обработки персональных данных пациентов. Доступ к программе пользователи получают по защищенному каналу связи, через веб-браузер, что не требует установки дополнительного программного обеспечения на рабочих местах в медучреждении.

Если оценивать в масштабах региона, то в случае с децентрализованным развертыванием инфраструктуры под ЛИС, суммарные расходы на организацию и поддержку системы в работоспособном состоянии также будут существенно выше, чем при централизованной установке в ЦОД.

Единое информационное пространство

Рано или поздно перед регионом встает вопрос о необходимости интеграции всех разрозненных информационных систем в единое целое. Это может быть связано с необходимостью передачи результатов лабораторных исследований в системы федерального уровня, например, во Всероссийский центр медицины катастроф или в интегрированную электронную медицинскую карту, либо для получения консолидированной отчетности по деятельности лабораторий подведомственных медицинских организаций, либо для обеспечения единства нормативно-справочной информации внутри региона, для оптимизации процессов по маршрутизации пациентов, направлений из различных медорганизаций в централизованную лабораторию и т.п.

Чтобы связать все децентрализованные ЛИС в единое информационное пространство, на уровне региона потребуется развернуть специализированное программное обеспечение – так называемую интеграционную шину, которая будет обеспечивать взаимодействие различных систем. Даже при наличии интеграционной шины очень проблематично выстроить действительно работающее и гибкое решение, которое позволит оптимально выстроить все внутренние процессы. Синхронизация баз данных, настроек  и нормативно-справочной информации также может быть проблемным моментом в случае использования шины. И все это, не говоря о том, что интеграционная шина – это отдельная информационная система, внедрение которой также будет стоить денег. Кроме того, поставщики МИС и ЛИС почти наверняка выставят заказчикам счета за проведение интеграционных работ.

Централизованные ЛИС лишены подобного рода проблем, ведь изначально это единая система, с единой базой данных, едиными справочниками, например, совместимыми с Федеральным справочником лабораторных исследований, в которой не требуется никаких дополнительных интеграций для обеспечения синхронизации данных между различными клинико-диагностическими лабораториями. При этом широкие аналитические возможности по подготовке любых видов консолидированной отчетности доступны только в централизованных системах.

Централизованные лаборатории

В развитии клинической лабораторной диагностики во всем мире прослеживается тренд на централизацию лабораторных исследований. Основная цель – повышение качества оказания медицинской помощи населению в соответствии с требованиями современных международных клинических рекомендаций за счет использования высокоинформативных лабораторных технологий, коренным образом изменяющих клиническую значимость анализов и сроки их выполнения.

Централизация лабораторных исследований позволяет резко снизить себестоимость анализов при их массовом производстве, расширить спектр лабораторных услуг для врачей и пациентов, сократить сроки выполнения лабораторных тестов (особенно высокотехнологичных), совершенствовать технологические процессы производства лабораторных анализов с целью минимизировать затраты и повысить качество результатов, оптимизировать обеспечение лаборатории расходными материалами и реактивами, а также решить проблему нехватки специалистов. При наличии в регионе централизованной ЛИС, вопрос централизации лабораторных исследований становится закономерным шагом, который не потребует никаких изменений со стороны информационной системы, достаточно будет только прописать в системе необходимые маршрутные карты, которые позволят передавать анализы из экспресс-лабораторий в центральную.

Несложно понять, что если исходить из экономической составляющей, то однозначно можно утверждать, что централизованные системы обходятся дешевле как при внедрении, так и при последующей эксплуатации. Кроме того, отметим, что медорганизации в первую очередь должны заниматься профильной деятельностью, а не погружаться в вопросы эксплуатации инфраструктуры.

Подводя итоги, можно сказать, что если при выборе ЛИС ориентироваться на будущее, то необходимо делать ставку на такой подход, который обеспечит максимальную гибкость управления системой, легкость масштабирования на другие медицинские учреждения и низкую общую стоимость владения. И централизованные решения как нельзя лучше удовлетворяют всем этим условиям.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.