Организаторы здравоохранения предлагают отказаться от пациентоориентированности

04.06.2020
12:42
Общенациональный план действий по выходу из кризиса предполагает развитие системы защиты прав пациентов в рамках ОМС. Однако не все участники системы здравоохранения с этим согласны. В резолюции VIII международного конгресса «Оргздрав-2020. Эффективное управление в здравоохранении», состоявшегося 25–26 мая, прямо указано: «Устранить из нормативных документов понятие «пациентоориентированная услуга». На кого же будет ориентирована медицина, если не на пациента? 

Следуя логике делегатов конгресса, эффективность управления в здравоохранении заключается в удобстве для администраторов – региональных чиновников, директоров медучреждений и главврачей. Пациентам отводится роль безмолвной массы.

Конгресс фактически настаивает на упразднении национального проекта «Здравоохранение», основная заявленная цель которого – дальнейшее выстраивание пациентоориентированного общественного здравоохранения. В существующей системе страховым компаниям отводится роль «адвокатов» пациента. Страховщики принимают жалобы, проводят независимую экспертизу с привлечением врачей высокой квалификации и заинтересованы в том, чтобы отстоять права своего застрахованного на полноценное лечение.

Видимо, это и не устраивает организаторов от медицины. Они предлагают перейти на бюджетное финансирование, отказавшись от страховой модели, от страховых взносов с работодателей. При этом планируют добиться, чтобы в 2022 году финансирование здравоохранения составило 6% ВВП (6,5 трлн руб. в ценах 2019 года). Чем же можно компенсировать выпадающие доходы? Вероятно, освобождение работодателей от страховых взносов будет заменено повышением налогов на работающее население. Своего рода социальное государство наоборот: народу налоги повышают, а работодателям и олигархам страховые взносы уменьшают.

У России есть печальный опыт 1993 года, когда к существующему бюджетному финансированию решили прибавить взносы в систему ОМС, увеличив объемы вдвое. Но вскоре бюджетное финансирование иссякло. Только страховые взносы ОМС позволили сохранить отечественную медицину — не в полном объеме, но в бюджетной схеме не удалось бы и этого.

Призыв к переходу на бюджетную модель сопровождается предложением: «Восстановить оплату медицинских организаций по смете с элементами поощрения за качество и объем услуг». Из этого следует, что качественная медицинская помощь перестает быть стандартом и становится чем-то необычным. Такая схема фактически уничтожает инициативу и стремление медиков к профессиональному росту. Кроме того, бюджетное финансирование может негативно сказаться на положении тяжелых больных и пожилых пациентов, т.к. отменит существующую мотивацию в виде коэффициентов за лечение сложных случаев.

Под угрозой окажется высокотехнологичная медицина. ЭКО, КТ, МРТ, лабораторные услуги, молекулярная генетика, онкохимиотерапия, малоинвазивные методы лечения – все, что было привлекательно для частных клиник в системе ОМС не может быть профинансировано из бюджета без нарушения законодательства. А прямое бюджетное финансирование ВМП нередко сталкивается с проблемой закупки оборудования по завышенным ценам и простоем аппаратуры из-за отсутствия квалифицированных специалистов.

Сметное финансирование предлагается дополнить вертикалью управления во главе с Минздравом, что логично в рамках бюджетной модели. Но в этом же документе делегаты конгресса настаивают на подчинении территориальных фондов ОМС региональным органам управления здравоохранением, что увеличит разрозненность и неравенство субъектов.

Резолюция организаторов здравоохранения выглядит диссонансом на фоне опубликованного правительством национального плана действий по выходу из кризиса, который предполагает формирование системы защиты прав застрахованных в ОМС. Такая система защиты уже существует: подача жалобы страховым компаниям в 90% случаев приводит к восстановлению прав пациента на качественную медицинскую помощь. А появление института страховых представителей повысило шансы граждан отстоять свои интересы.

Пандемия коронавируса показала, что системе защиты прав пациента требуется дальнейшее развитие. Оптимальный вариант: совершенствование системы ОМС в направлении повышения конкуренции лечебных учреждений, страховых компаний за гражданина, нуждающегося в медицинской помощи. В центре внимания системы здравоохранения должен оставаться пациент.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 1

Ханин Аркадий
Статью за сохранение ОМС.. явно писал чиновник от ОМС.. Как раз ОМС и предлагает, не пациентоориентированную медицину, а УСЛУГУ.. ОМС оплачивает УСЛУГУ.. НИКОГДА ВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ НЕ БАЛА УСЛУГОЙ, И НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ.. лечим пациента, а не оказываем услугу...на ОМС нажились чиновники.. ни одной капитально отремонтированной больнице в Кузбассе за счет средств ОМС.. я не знаю, проверки формальные.. никто не видит тяжелую работу врачей и сестер.. это во время ПАНДЕМИИ ..заговорили... и увидели. ПоэтомуCOVID-19 у нас в РФ..смертность среди медиков от в 15-16 раз выше, чем в Италии, Испании, Франции и т.д. Такая эпидемия и высветила развал системы здравоохранения ...отсутствие четкой логистики, и растерянность властей .. а есть примеры хорошей работы, их надо изучать и УЧИТСЯ: Вьетнам, Корея, Греция.., где власти сработали на опережение,.. профессор Аркадий Ханин
Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.