Синдром спасателя у врачей: как спасти самого себя

24.06.2024
10:33
Фото: 123rf.com
Как проявляется синдром спасателя у медработников, чем он опасен для них и пациентов, как с ним справляться, рассказывает врач-стоматолог Лаура Кабанова.

Синдром спасателя — тип поведения, когда один человек излишне стремится помочь другим, в ущерб себе. В обычной жизни такие примеры всегда перед глазами. Отец большого семейства в выходной всегда спешит помочь друзьям с переездом или с починкой машины, оставляя собственных детей и жену с их проблемами. Коллега каждый раз выручает безответственного сотрудника, делая за него отчет в нерабочее время. Человек с синдромом спасателя стремится быть нужным, даже если сам от этого страдает, платит своим временем, взаимоотношениями с близкими, здоровьем. Зачастуют его действия воспринимаются как само собой разумеющееся.

Проявления у врачей

Профессия напрямую связана с помощью людям, и провести грань, где заканчивается работа и начинает проявляться синдром спасателя, врачам бывает сложно.

Самоотверженно спасать пациентов, не думая о себе, медиков учат с институтской скамьи. Молодые врачи хотят спасти мир, подобрать «волшебную таблетку» для каждой болезни. Они много работают, готовы приезжать к пациентам в нерабочий день, но в итоге их эмоциональные и физические силы истощаются. Снижается качество жизни, сложно строить личные отношения. У врачей, имеющих больше пяти лет опыта, снижается степень эмпатии, может быстро заканчиваться терпение. Они могут вспыльчиво отвечать пациентам, им сложнее сдержать эмоции. В итоге нарастают конфликты с пациентами.

К тому же они начинают обижаться на больных: «я их спасаю, а они даже «спасибо» не говорят. Меня обучали спасать, а это никому не нужно». В итоге доктор может уволиться из-за обиды и разочарования или его увольняют. Опытные врачи после 10 лет работы, если они не оставили ее раньше, теряют желание спасать, но вместе с этим выгорают и не получают удовольствия от когда-то любимой профессии.

Почему опасно увлекаться спасательством

Врач-«спасатель» наслаждается своей благородной миссией и не думает, что таким образом оказывает медвежью услугу и себе, и пациентами. На самом деле, он создает замкнутый круг.

Чем это чревато для пациентов

В порыве спасательства врач подвержен чрезмерным эмоциям, что затрудняет объективную постановку диагноза. Доктор может назначить более дешевое лекарство, оценив на глаз уровень достатка пациента или идя на поводу его слезным просьбам, но если препарат не работает, больной продолжает страдать. В итоге пациент разочаровается в способностях доктора и в медицине.

Чем опасно для врача

Часто, чтобы помочь, врач проводит дополнительные процедуры и манипуляции, не предусмотренные планом лечения и не оплачиваемые пациентом. Когда это всплывает, следует выговор от руководства или увольнение. Благодарности от пациента за дополнительные бесплатные услуги, выходы на работу в неурочное время, как правило, не бывает. Рано или поздно встает вопрос: ради чего стараться, и следует разочарование в профессии.

Одновременно разваливается личная жизнь: если доктор срывается спасать пациента в разгар дня рождения своего ребенка и это не экстренная ситуация, семья такому развитию событий не обрадуется. Теряются дружеские связи — на них просто нет времени. Страдает отдых, от этого падает продуктивность.

Трезво взглянуть на свою рабочую нагрузку помогают цифры и факты: напишите свою дату рождения, возраст, проанализируйте, что уже сделано в профессиональной карьере. А теперь как врач оцените, сколько вы сможете проработать в таком изматывающем темпе: сколько еще недель, месяцев, лет получится вести активную профессиональную деятельность. Цифры отрезвляют, позволяют иначе взглянуть на рабочую нагрузку и охлаждают желание быть супер-героем, а не врачом.

Как справиться с синдромом спасателя

  • Для медработников, особенно на старте карьеры, важно не перерабатывать и не пытаться набрать опыта за счет количества пациентов и числа рабочих смен. Когда нагрузка не столь велика, находятся другие ответы на вопросы, возникающие в ходе работы.
  • Важно быть объективным в оценке экстренности ситуации. Дайте возможность звонящему вам в выходной больному описать свои симптомы в течение нескольких минут, не перебивайте его. Если немного подождать, то может выясниться, что боль не такая острая и не так часто проявляется. Пациент сам может предложить варианты решения проблемы: «схожу к ближайшему специалисту, если ситуация ухудшится». Или «дождусь приема в рабочее время». Такое решение экологично и для врача, и для пациента. Если вы долгое время работали в режиме спасателя, потребуется некоторое время для перенастройки. Окажется, что в большинстве случаев нет необходимости срываться и пренебрегать личными планами.
  • Некоторые пациенты не только звонят, но и приходят на прием в нерабочее время: «Доктор, я сижу около вашей приемной, жду вас». Мой коллега в таком случае говорит: «Никуда не уходите, я буду завтра в 15.45». Он и не отказывает в приеме, и не бежит на помощь сломя голову. На следующий день пациент ждет его в оговоренное время и все вопросы решаются.
  • Но бывают и более серьезные случаи, когда пациенты настаивают, давят на жалость, требуют, хотя это противоречит плану лечения. Такому давлению тяжело противостоять. Тем не менее стоит проявить твердость и осмотрительность. Если для лечения нужно сделать что-то выходящее за рамки должностной инструкции и протоколов, то обязательно следует обсудить изменения с руководством и с пациентом. Иначе могут возникнуть неприятные ситуации, вплоть до судебных исков. Пациент будет говорить «я вас об этом не просил, я об этом не знал», руководство — «у вас этого нет в инструкции».
  • Врачам нужно не забывать заботиться о себе. Расслабляться на выходных и отдыхать в отпуске, правильно питаться, выделять время на личные отношения, физическую активность, хобби. Подумайте о том, что вам нравится помимо работы, составьте план и начните его выполнять. Помните: у вас есть свои потребности, и вы имеете право их удовлетворять.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.