Тонкости регистрации медицинского бренда

25.01.2019
00:00
Для развития любой коммерческой компании, в том числе в сфере оказания медицинских услуг, важно получить доверие потребителя и узнаваемость. Имя – это гарант качества услуг, за которыми обращается клиент, защита от недобросовестной конкуренции и самая действенная реклама.

Выбирая медицинские услуги в большом количестве предложений, потребитель ориентируется в том числе на репутацию клиники. Это означает, что бренд компании должен ассоциироваться только с ней, быть запоминающимся и уникальным. Официальная регистрация бренда поможет добиться указанных целей.

Риски и бонусы

Регистрация бренда повышает уровень правовой защищенности имени клиники от неправомерных действий со стороны конкурентов. Она дает эксклюзивное право использовать бренд на рынке медицинских услуг. Кроме того, зарегистрированное в установленном порядке обозначение позволяет эффективно расширять бизнес. Компания сможет предоставлять партнерам франшизы на использование товарного знака. При успешном развитии, при выходе на зарубежный рынок, стоимость товарного знака может существенно вырасти и стать инструментом получения прибыли.

По указанным причинам регистрировать бренд нужно как можно раньше. Еще до регистрации владельцам медицинских компаний стоит проводить мониторинг зарегистрированных товарных знаков, этот шаг поможет избежать невольного нарушения чужих прав и соответствующих последствий.

В случае если клиника продолжительное время осуществляет деятельность без регистрации бренда, при этом оказывает высококачественные услуги, возникает риск столкнуться с недобросовестными конкурентами. Другое медицинское учреждение сможет зарегистрировать товарный знак клиники, присвоив не только ее имя, но и репутацию.

Кроме того, новоявленный владелец товарного знака сможет привлечь клинику к ответственности за использование бренда, если она будет продолжать работать под этим именем. Владелец зарегистрированного бренда вправе подавать иски о нарушении своих прав в отношении других компаний, даже добросовестных. Таким образом, клиника, которая изначально начала работать под своим именем, лишается права на бренд и может быть обвинена в нарушении чужих прав на товарный знак.

Правовые сложности могут возникнуть и в случае, когда медицинское учреждение делится на несколько независимых компаний. В этой ситуации новые компании становятся конкурентами, при этом каждая из них претендует на уже узнаваемый потребителями бренд.

В описанных ситуациях владелец медицинской компании, работающей без зарегистрированного бренда, рискует понести крупные материальные расходы, связанные с судебными процессами. При этом доказать в суде нарушение прав будет очень сложно.

Основные ошибки 

Трудности возникают с определением охраноспособности выбранного компанией товарного знака, подбором классов Международной классификации товаров и услуг, соблюдением установленных сроков. Часто заявители воспринимают предварительные уведомления о несоответствии заявленных обозначений нормам законодательства как окончательный отказ. На практике предварительные отказы преодолеваются после направления аргументированного ответа.

Еще одна распространенная ошибка предпринимателей – подача заявок на регистрацию товарных знаков схожих или тождественных с уже зарегистрированными. При этом компания может даже не знать, что подает такую заявку, поскольку не проводит мониторинг схожести и тождественности обозначений на рынке.

Подводные камни

Приведем пример из практики. К нам обратилась компания, оказывающая медицинские услуги с 2000 г.  В целях индивидуализации клиника использовала обозначение, представляющее собой фамилию. Для этого был специально разработан бренд, который уже получил известность у потребителя, гарантировал качество услуг и вызывал определенные ассоциации. Однако с регистрацией бренда возникли сложности. Экспертиза выявила невозможность регистрации обозначения в качестве товарного знака, поскольку используемый компанией словесный элемент является фамилией, которая принадлежала известному русскому ученому. В связи с этим Роспатент решил, что регистрация указанного обозначения недопустима, поскольку будет противоречить общественным интересам (п.3 ст.1483 Гражданского кодекса РФ). 

Предварительный отказ в регистрации товарного знака удалось оспорить. Мы аргументировали несогласие с мнением экспертизы тем, что регистрация обозначения не только не способна кого-либо оскорбить или унизить, но и напротив поспособствует сохранению истории России, ее культурных ценностей, в числе которых имя великого русского ученого. Услуги медицинской компании связаны в том числе с научными достижениями ученого, поэтому регистрация бренда поможет популяризировать его фамилию и сохранить память об этом человеке и его вкладе в науку. Названные цели согласуются с общественными интересами, а не противоречат им. К ответу на предварительный отказ в регистрации также были приложены документы, подтверждающие положительную деловую репутацию компании, ее заслуги и достижения на рынке медицинских услуг.

В результате указанных действий удалось зарегистрировать обозначение-фамилию в качестве товарного знака. Наш клиент приобрел исключительное право на использование бренда в своей предпринимательской деятельности. В настоящее время право на использование обозначения передается иным лицам на условиях франчайзинга. Этот шаг позволил расширить горизонты, сегодня компания известна в различных регионах страны.

При отказе Федерального института промышленной собственности в регистрации нашему клиенту пришлось бы столкнуться с неблагоприятными последствиями. Обозначение уже использовалось в деятельности, а значит, в его развитие и рекламу вкладывались значительные денежные средства. Фактически отказ в регистрации означал бы потерю крупных сумм. Кроме того, при отказе в регистрации товарного знака компания лишилась бы возможности предоставлять право на его использование, что принесло бы убытки в виде упущенной выгоды.

Поскольку компания известна в своей сфере, при дальнейшей деятельности без зарегистрированного бренда увеличивался риск столкнуться с недобросовестной конкуренцией. После регистрации никто без разрешения компании не может использовать сходное до степени смешения обозначение в отношении однородных услуг.

***

Регистрация бренда в условиях жесткой конкуренции – это необходимая для развивающейся медицинской компании процедура, к которой нужно готовиться заблаговременно. Особенная подготовка понадобится в случае, когда компания планирует осуществить регистрацию самостоятельно, без привлечения профессиональных юристов.

Вместе с тем работа без регистрации бренда или отказ в регистрации из-за неверных действий могут повлечь крупные финансовые потери.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.