Удалось ли частной медицине адаптироваться к работе в условиях пандемии
Если сравнить количество записавшихся на прием с 1 марта по 15 мая в 2019 и в 2020 году, легко увидеть, как сильно потеряли клиентов частные клиники во время карантина. Цифры за апрель показательные — представьте, что такое для небольшой клиники не получить половину месячной прибыли.
Сколько раз пациенты записывались на прием через сайт «ПроДокторов»
|
2019 |
2020 |
Март |
127 909 |
154 809 ↑ |
Апрель |
125 252 |
76 376 ↓ |
1/2 мая |
46 389 |
43 657 ↓ |
Всего |
299 550 |
274 842 ↓ |
84 клиники прервали с нами сотрудничество: среди них те, кто временно сократил рекламные бюджеты либо полностью закрыл бизнес. У некоторых организаций нет средств на зарплату сотрудникам и арендную плату.
Клиник, которые закрылись насовсем, не так много. В основном перестали работать только конкретные сферы или отделения больших клиник: стоматология, хирургия, имплантология, косметология. Частные стоматологии стали принимать только по экстренным случаям. Временно закрыться пришлось некоторым центрам МРТ и реабилитационным центрам.
С какими проблемами столкнулись
Помимо снижения потока пациентов и прибыли, были и другие трудности:
- запрещены плановые операции и профилактические осмотры. В эти категории попадает много услуг. Из-за этого пострадали хронические больные;
- даже если клиники решали оказывать услуги с выездом на дом к пациентам, не всем врачам хватало защитных костюмов. Повысились цены на все расходники: лекарства, СИЗ, дезинфицирующие средства, антисептики, бесконтактные термометры. В какие-то моменты цены повышались на 1000–2000%. Даже если клиники были готовы выделить на это средства, они столкнулись с задержками в поставках из-за высокого спроса;
- инфекционисты, которые совмещали работу в частных и госклиниках, ушли работать с коронавирусом напрямую. Многие врачи других специализаций, которые совмещали работу, полностью отменили прием. В некоторых городах местные власти заставили врачей подписать документы о том, что они не имеют права работать по совместительству в частных клиниках. Те, кому не запретили совмещать, работали в государственных клиниках на износ и принимать пациентов в частных уже не могли физически;
- в регионах, где был введен строгий карантин, сотрудники клиник столкнулись с задержкой в получении пропусков для проезда на работу;
- некоторые региональные клиники сократили график в связи с отсутствием междугороднего сообщения и проблемами по доставке биоматериала до лабораторий — им нет смысла пока работать как раньше.
Отдельно стоит сказать об онлайн-консультациях и попытках перейти на телемедицину. Для этого необходимо было оснастить кабинеты необходимым оборудованием (микрофон, камера), решить вопрос программного обеспечения для ведения таких консультаций и освоиться в нем, обучить врачей и операторов. Оказалось, что далеко не все врачи «дружат» с техникой и «гибки» – то есть готовы подстраиваться под новые условия. В итоге клиник, которые смогли полноценно перейти на такую работу, оказалось очень немного.
В общем, проблемы очевидны: временно закрылись небольшие стоматологии, все пострадали от потери прибыли, затраты на защитные средства сильно выросли. Новичков в сфере обслуживания на дому оказалось немного — в основном так работают во время карантина те, кто делал это и ранее. И вместе с тем эпидемия и все связанные с ней сложности сделали клиники гораздо клиентоориентированнее и терпимее к пациентам.
У кого-то возникли проблемы с введением мер безопасности и проверками. В Перми и Москве были тайные проверки Роспотребнадзора — проверяющие ходили по клиникам и спрашивали клиентов, по какому поводу они пришли, действительно ли им необходимо посещение врача в карантин. Открытые проверки тоже были — и далеко не везде о них предупреждали заранее. В итоге поначалу из-за этого многие боялись записывать на прием новых пациентов. Одна из стоматологических клиник в Калининграде получила штраф в 200 тыс. руб.: проверяющие записались методом «контрольной закупки» на чистку зубов, которая не относится к неотложной помощи.
Как адаптировались к работе в период карантина
График работы у некоторых наших клиентов в начале эпидемии менялся (особенно в Москве), но сейчас почти все вернулись к прежнему расписанию. На период низкого спроса ряд клиник сократили часы работы или перестали работать в воскресенье.
Есть и те, кто подошел к процессу с особой ответственностью: перед приемом каждый пациент заполняет анкету, его уведомляют о мерах ответственности за предоставление ложной информации о состоянии здоровья.
Наблюдается также следующий тренд: клиники стали проводить бесплатные онлайн-консультации, прямые эфиры с врачами, увеличили активность в социальных сетях.
Помимо принятия мер безопасности, клиники обзванивали пациентов с хроническими заболеваниями, организовывали доставку препаратов из аптек. Появились повторные консультации на дообследование в режиме онлайн. В Москве клиники предлагали бесплатные консультации терапевтов и педиатров в своих мобильных приложениях.
Выезды врачей на дом у многих были всегда, но клиника из Перми, например, добавила возможность вызвать на дом «узких» специалистов. При этом популярность этих услуг многие участники рынка сочли низкой. Другие отказались от их внедрения, аргументируя это тем, что на приеме необходимо сложное оборудование, а для выездов нужны дополнительные защитные костюмы. По словам представителей некоторых клиник, больше всего заражений наблюдалось среди врачей, которые ездили по домам, поэтому подвергать опасности своих специалистов они не рискнули.
Нет комментариев
Комментариев: 0