Юлия Курабаткина: процесс обучения у нас строится как диалог профессионалов

12.12.2022
09:00
Юлия Курабаткина, генеральный директор ООО «МИРК им. З.М. Никифоровой»
Медицинский институт реабилитации и косметологии им. З.М. Никифоровой (МИРК) занимает ведущую позицию на российском рынке дополнительного профессионального образования. Здесь повысило квалификацию больше 10 тыс. врачей и руководителей медучреждений, 40 тыс. специалистов среднего и свыше 50 тыс. младшего медицинского персонала. Уровень качества оказания образовательных услуг постоянно совершенствуется.

Об инновационных подходах к обучению, подготовке и переподготовке медработников рассказала «МВ» генеральный директор ООО «Медицинский институт реабилитации и косметологии им. З.М. Никифоровой» Юлия Курабаткина.

«Все вместе к результату!»

— «Все вместе к результату!» — это ваш основной девиз. Какие цели и задачи вы ставите перед командой, к какому результату стремитесь?

— Как у любого серьезного образовательного учреждения, наша главная цель — предоставить качественное современное образование всем категориям медперсонала — от главного врача до санитара, удовлетворить их потребности в непрерывном медицинском образовании (НМО) и в подготовке к обязательной аккредитации. Задачи, как видите, непростые, и решать их может только сплоченная команда. Как наша.

— Круг задач чрезвычайно широк. Давайте уточним: какие направления обучения предлагает МИРК?

— Начну с того, что МИРК — аккредитованный участник системы непрерывного медицинского образования Минздрава России. То есть все разработанные нами программы обучения утверждены специализированными методическими комиссиями и соответствуют международным стандартам обучения, а сам институт имеет все необходимые лицензии и сертификаты.

Разработанные у нас программы НМО аккредитованы на портале edu.rosminzdrav.ru. Это курсы по свыше 40 специальностям для врачей, более 20 специальностям для среднего медперсонала. Также есть традиционные программы повышения квалификации — 144 часа и, конечно, программы профпереподготовки по новым специальностям.

Прежде всего речь идет о востребованных программах в области реабилитации — физической и реабилитационной медицины, лечебной физкультуры и спортивной медицины, физиотерапии, диетологии, косметологии, организации здравоохранения и общественного здоровья.

Мы стараемся отслеживать все законодательные тенденции в сфере здравоохранения, привлекать высококвалифицированных специалистов для создания программ и ведения занятий по новым актуальным направлениям. К примеру, сейчас у нас в разработке программы в соответствии с приказом Минздрава РФ № 788н о порядке медицинской реабилитации и формировании междисциплинарных реабилитационных команд: специалисты по физической реабилитации, специалисты по эргореабилитации для лиц с высшим спортивным образованием. Институт также реализует образовательные программы для граждан СНГ, Израиля и Ближнего Востока.

«Ставим руки» и отрабатываем практические навыки

— В каком формате проходит обучение в МИРК?

— Все зависит от программы. Если это профпереподготовка — то она предусматривает очно-заочный формат. В аудиториях института специалисты проходят практические занятия, на которых, как говорят преподаватели, «ставят руки».

В дистанционном формате обучение проходит в личном кабинете и на электронной образовательной платформе ispringonline.ru. Слушатели изучают теоретические аспекты выбранной профессии, нормативно-законодательную базу, повторяют анатомию и физиологию человека; смотрят вебинары, видеолекции; с помощью отснятых видеоуроков отрабатывают полученные навыки и готовятся к практическим занятиям; проходят тесты. Кроме того, часть программ предусматривает прохождение практики на клинической базе медицинских организаций — партнеров института.

Если это краткосрочный курс повышения квалификации в рамках НМО — обычно 36-часовой модуль или образовательное мероприятие — то для удобства действующих специалистов, которые не всегда могут приехать на очное обучение, он идет в дистанционном формате в форме вебинара или курса с итоговым тестированием.

— Длительность курса, видимо, зависит от выбранной специальности?

— Да, а также от требований законодательства. Традиционно курс профессиональной переподготовки для врачей составляет 504 или 576 часов — это 3—4 месяца, для медсестер — 288 часов, 2 месяца. Курс повышения квалификации по традиционной системе составляет 144 часа — 1 месяц; по программам непрерывного образования — 36 часов, 1 неделя.

Длительность программ обучения по профессиям младшего медперсонала регламентируется необходимым временем для получения знаний и отработки практических навыков. Например, программа «Младшая медсестра по уходу за больными» рассчитана на 304 академических часа, программа «Сиделка» — на 124 часа и т.д.

«Лучших педагогов растим сами»

— Кто преподает в вашем институте, какие к ним требования?

— Наш институт — это учреждение дополнительного профобразования и профессионального обучения. К нам приходят учиться уже состоявшиеся специалисты, имеющие образование и опыт работы. Соответственно, процесс обучения должен строиться как диалог профессионалов. Важно, чтобы преподаватель имел не только развернутые, глубокие знания, но и был практикующим специалистом, способным передать умения и навыки, поделиться секретами профессии, ответить на все вопросы, научить и вдохновить.

У нас объединились профессионалы-практики, имеющие глобальный опыт работы в сфере медицинского, спортивного и детского массажа, ЛФК; специалисты-эксперты национальных частных и государственных массажных практик, ведущие специалисты СПА-салонов и гуру в трендовых направлениях косметологии.

Скажу без ложной скромности: лучших педагогов мы растим сами — из наших бывших студентов, вернувшихся к нам из практической медицины. Почти все наши преподаватели не бросают работу по специальности, так как это их призвание. И в какой-то момент их колоссальный опыт формирует потребность передать накопленные знания студентам.

— Чтобы учебный процесс был максимально приближен к реальности, аудитории современного медицинского института должны быть хорошо оснащены.

— Совершенно верно. Все аудитории нашего института оснащены необходимым медицинским оборудованием — в соответствии с профилем проводимых занятий. Для реабилитологов — это массажные кушетки, тренажеры, оборудование для ЛФК и реабилитации. Для косметологов — современное косметологическое оборудование, на котором студенты отрабатывают навыки и проходят практику.

Отдельно нужно сказать о симуляционном центре. В наше время симуляционное обучение — одно из приоритетных направлений в подготовке медицинских специалистов. Для отработки сестринских манипуляций у нас созданы посты забора крови, инъекционных процедур, катетеризации мочевого пузыря, сестринского ухода за детьми, ухода за стомами, десмургии, др.

Поскольку модуль сердечно-легочной реанимации (СЛР) обязателен при первичной специализированной аккредитации как врачей, так и среднего медицинского персонала, у нас работает мобильный симуляционный центр по отработке навыков оказания СЛР с интерактивным тренажером — симулятором пациента и автоматическим дефибриллятором. Подготовку в этом центре прошли уже больше 5 тыс. человек.

Кроме того, для подготовки к аккредитации есть возможность использования электронного фантома, позволяющего отработать широкий круг медицинских процедур в соответствии с указаниями видеотренера. Тренажер позволяет проводить процедуру до тех пор, пока навык не будет закреплен до автоматизма.

В аудиториях есть медицинское оборудование для дезинфекции и стерилизации в соответствии с действующими СанПиНами.

«Красота должна быть здоровой»

— Эта универсальная формула принадлежит Зое Михайловне Никифоровой, ученому химику, разработавшему химический компонент, который повсеместно используется в профессиональной косметологии, чье имя носит ваш институт. Насколько популярны сегодня специальности, связанные с красотой, эстетикой?

— Очень популярны. Факультет косметологии — второе локомотивное направление института. Более 250 профессиональных курсов, семинаров, мастер-классов, проводимых по международным стандартам образования в косметологии и восстановительной медицине, только за год проходят более 4,5 тыс. человек. Это высокооплачиваемые специальности — от врачей-косметологов до косметиков-эстетистов — востребованы как в медицинских центрах, так и в салонах красоты.

— Какие еще курсы востребованы?

— Сегодня и всегда востребованы курсы физической реабилитации: от врача физической и реабилитационной медицины до специалиста-реабилитолога в социальной сфере. В состав многих программ входят пользующиеся высоким спросом курсы медицинского массажа и ЛФК.

— Вы упомянули приказ Минздрава о формировании междисциплинарных реабилитационных команд. Расскажите о них.

— Поскольку реабилитация — комплексная проблема, для ее эффективности создаются междисциплинарные команды, которые совместно должны удовлетворять разноплановые потребности пациента. Такие разноуровневые команды объединяют как врачей-реабилитологов, неврологов, мануальных терапевтов, физиотерапевтов, рефлексотерапевтов, так и специалистов со средним медицинским образованием — в области реабилитационного дела, физиотерапии, массажа, ЛФК, а также специалистов с физкультурно-спортивным образованием — инструкторов-методистов, инструкторов адаптивной физкультуры, тренеров и специалистов по социальной и бытовой реабилитации.

— Далеко не все медучреждения в силу кадрового дефицита могут отпустить сотрудника, тем более сразу несколько специалистов, на переподготовку. Проводит ли МИРК выездные мероприятия?

— Действительно, многие медицинские организации, особенно круглосуточного пребывания (психоневрологические интернаты, больницы, госпитали), просто не могут себе позволить прислать на обучение 20—30 специалистов одновременно.

Как я уже говорила, у нас есть мобильный выездной симуляционный центр, и в таких случаях мы можем организовывать выездное обучение на территории ЛПУ. Также бывают ситуации, когда по заказу медицинских организаций мы разрабатываем индивидуальные программы повышения квалификации под требования конкретного заказчика и можем реализовать их тоже в формате выездных циклов.

Не секрет, что загруженность медицинского персонала не всегда позволяет человеку разобраться в тонкостях современной системы допуска к работе, у многих специалистов оканчивается действие полученных сертификатов, а что делать дальше, не все понимают. Огромное количество новых нормативно-законодательных актов в здравоохранении тоже не всегда подъемно для изучения. Мы постоянно проводим бесплатные вебинары и конференции по актуальным вопросам для руководителей медорганизаций, главных врачей, кадровых служб, главных и старших медсестер, всех медицинских специалистов, это такая просветительская работа, миссия, часто проводимая совместно с профессиональными медицинскими сообществами и ассоциациями практической медицины.

Сейчас мы активно проводим выездные сессии по вопросам аккредитации медицинских специалистов, регистрации в системе НМО, набора баллов, формирования портфолио, прохождения периодической и первичной специализированной аккредитации.

— Насколько доступно обучение по профпереподготовке специалиста в вашем институте?

— В зависимости от специальности курс стоит от 30 тыс. до 160 тыс. рублей.

Материал партнера: МИРК им. З.М. Никифоровой

Компании
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.