Обзор обновлений зарубежных рекомендаций по педиатрии за 2018 год

14.05.2018
1491

Представляем новый выпуск серии обзоров обновлений зарубежных клинических рекомендаций от медицинской базы знаний "Энцикломедия"

Инфекции, вызванные Clostridium difficile у детей

2018 Infectious Diseases Society of America (IDSA) и Society for Healthcare Epidemiology of America (SHEA)

Рекомендации представлены в виде вопросов и ответов на них:

1. Каков наилучший метод для выявления пациентов с повышенным риском для клинически значимого инфицирования  C. difficile в представленных образцах стула?

Рекомендуется определять наличие токсинов в кале как часть многоэтапного алгоритма (определение антигена  глутаматдегидрогеназы [ГДГ] плюс определение токсинов, ГДГ  плюс определение токсинов и тест амплификации нуклеиновой кислоты [NAAT], определение токсина+ NAAT предпочтительнее только NAAT). 

2. Когда следует  провести исследование на C. difficile у новорожденного или младенца?

Из-за высокой распространенности бессимптомного носительства C. difficile у младенцев рутинное тестирование новорожденных или младенцев ≤12 месяцев с диареей не рекомендуется (сильная рекомендация, умеренное качество доказательств).

3. Когда следует провести исследование на C. difficile у младенца или ребенка более старшего возраста?

Тест на Clostridium difficile не должен выполняться в качестве рутинного исследования у детей с диареей в возрасте 1-2 года, если не исключены другие инфекционные или неинфекционные причины (слабая рекомендация, низкое качество доказательств).

У детей в возрасте старше 2 лет с продолжительной или ухудшающейся диареей и факторами риска (например, воспалительное заболевание кишечника или состояния с нарушением иммунитета) или факторами внешней среды (например, лечение в учреждениях здравоохранения или недавнее лечение антибиотиками) рекомендуется проводить тесты на C. difficile (слабая рекомендация, умеренное качество доказательств). 

4. В каких ситуациях необходимо провести анализ на инфицирование C. Difficile у детей старшего возраста?

Исследование целесообразно провести у пациентов с необъяснимой диареей – несформованным стулом ≥3 в течение 24 часов (слабая рекомендация, очень низкое качество доказательств).

5. Когда необходима  изоляция пациента?

Пациентов с подозрением на  инфекцию, обусловленную Clostridium difficile, следует изолировать в ожидании результатов теста C. difficile, если результаты исследований не могут быть получены в тот же день (сильная рекомендация, умеренное качество доказательств). 

6. Как долго должна продолжаться изоляция?

В течение как минимум 48 часов после устранения диареи (слабая рекомендация, низкое качество доказательств). 

7. Какова роль контроля за применением антибиотиков для снижения риска распространенности инфекций, обусловленных CDI?

Рекомендуется минимизировать (использовать только по показаниям) частоту и длительность антибиотикотерапии и количество назначенных антибиотиков (сильная рекомендация, умеренное качество доказательств). В системе здравоохранения рекомендуется внедрять программу управления антибиотиками (рекомендация по эффективной практике). Назначение антибиотиков должно быть таргетировано с учетом  локальной эпидемиологии и данных о штаммах C. difficile. Следует ограничивать применение фторхинолонов, клиндамицина и цефалоспоринов (за исключением хирургической антибиотикопрофилактики) (сильная рекомендация, умеренное качество доказательств).

8. Какова роль пробиотиков в первичной профилактике CDI?

В настоящее время недостаточно данных, чтобы рекомендовать применение пробиотиков в качестве средства первичной профилактики CDI за исключением клинических испытаний (без рекомендации).

С рекомендациями по лечению инфекций, вызванных Clostridium difficile у детей, вы можете ознакомиться на сайте Энцикломедии.

Рекомендации по физической активности, профилактике сидячего образа жизни и сидячего образа жизни у детей до 17 лет

Australian Government Department of Health

Рекомендации по физической активности

Для здорового роста и развития в:

  • период младенчества (от рождения до одного года) следует поощрять физическую активность в виде интерактивной игры на полу в безопасных условиях под присмотром взрослых. Для тех детей, которые еще не могут самостоятельно двигаться, рекомендуется 30 минутные повороты на живот, поощрение хватательных движений, толкания и вытягивания, а также ползание в течение дня в то время, когда ребенок не спит.
  • возрасте от 1 до 2 лет ребенок должен проводить по меньшей мере 180 минут в день, занимаясь различными физическими упражнениями, включая энергичные игры, которые сопровождаются бегом, прыжками и поворотами в течение дня, – чем больше, тем лучше.
  • возрасте от 3 до 5 лет физическая активность должна составлять по меньшей мере 180 минут в день, это могут быть различные виды физической активности, но 60 минут должны составлять энергичные игры, которые сопровождаются  бегом, прыжками и поворотами в течение дня, – чем больше, тем лучше.
  • в возрасте от 5 до 17 лет физическая  активность должна составлять по меньшей мере 60 минут в сутки каждый день. Уровень активности – от средней до интенсивной. Физическая активность детей должна включать в себя различные виды аэробной деятельности. Не менее трех дней в неделю дети должны заниматься физическими упражнениями, которые укрепляют мышцы и кости. Для достижения дополнительных преимуществ для здоровья дети должны заниматься до нескольких часов в день.

Рекомендации по профилактике сидячего образа жизни

  • Младенцы (от рождения до одного года) не должны пребывать в сидячем положении более 1 часа (например, в коляске, автокресле или высоком стуле). Младенцы также не следует допускать к просмотру телевизора или играм на  электронных носителях(DVD, компьютерные и другие электронные игры). Вместо этого, в то время,  когда ребенок вынужден по определенным причинам находиться в сидячем положении, матери/отцу/опекуну рекомендуется взаимодействовать с ним – что то читать ребенку, петь, рассказывать истории и тд.
  • В возрасте от 1 до 2 лет ребенок не должен пребывать в сидячем положении более 1 часа (например, в коляске, автокресле или высоком стуле) или сидеть в течение длительного времени. Детям моложе 2 лет не рекомендуется смотреть телевизор или проводить время у другого экрана. Детям в возрасте 2 лет время пребывания у экрана телевизора, компьютера или другого гаджета должно составлять не более 1 часа в течение всего 24-часового периода – чем меньше, тем лучше. Когда ребенок вынужден по определенным причинам находиться в сидячем положении, матери/отцу/опекуну рекомендуется взаимодействовать с ним – что-то читать ребенку, петь, рассказывать историй и тд.
  • В возрасте от 3 до 5 лет ребенок не должен пребывать в сидячем положении более 1 часа (например, в коляске, автокресле или высоком стуле) или сидеть в течение длительного времени. Время пребывания у экрана телевизора, компьютера или другого гаджета должно составлять не более 1 часа в течение всего 24-часового периода – чем меньше, тем лучше. Когда ребенок вынужден по определенным причинам находиться в сидячем положении, матери/отцу/опекуну рекомендуется взаимодействовать с ним – что-то читать ребенку, петь, рассказывать историй и тд.
  • Чтобы снизить риск для здоровья, дети в возрасте от 5 до 17 лет должны проводить минимум времени в сидячем положении. Для достижения этой цели: ограничьте использование электронных средств, такое времяпровождение не должно быть более двух часов в день – более низкие уровни связаны со снижением рисков для здоровья.

Длительное сидение во время бодрствования должно быть ограничено в максимально возможной степени (дома, в школе, в обществе  знакомых и во время поездок). Соблюдение рекомендаций по минимизации «сидячего» поведения может снизить риск негативного воздействия на кардиореспираторную и мышечно-скелетную системы, на психическое  здоровье и благополучие, а также на успеваемость и социальное поведение.

С рекомендациями по продолжительности сна у детей вы можете ознакомиться на сайте Энцикломедии.

Депрессия у подростков

2018 American Academy of Pediatrics

Практическая  подготовка 

Рекомендация 1: Врачей первичного звена рекомендуется обучать методам оценки, идентификации, диагностики и лечения депрессии, если они еще не прошли предварительную подготовку.

(уровень доказательности: 5, рекомендация: очень сильная)

Рекомендация 2: Врачи первичного звена должны иметь возможность тесной взаимосвязи и  сотрудничества (и осуществлять эту взаимосвязь) с ресурсами психического здоровья «общины». Такие ресурсы включают:

а) пациентов и семьи, в которых есть/были  подростки с  депрессией, и которые готовы  оказывать определенную помощь другим  подросткам с депрессией и членам их семей,

б) специалистов в области психического здоровья. Врачу ПЗ  рекомендуется консультироваться со специалистами при любом удобном возможном случае на начальных этапах работы, до тех пор, пока врач ПЗ не приобретет уверенность и соответствующие навыки, а также в сложных случаях диагностики и лечения,

в) государственные или региональные программы консультирования по вопросам детской и подростковой психиатрии.

(уровень доказательности: 5, рекомендация: очень сильная)

Идентификация и наблюдение

Рекомендация 1: Скрининг с помощью формального заполняемого подростком  опросника в бумажном или  электронном виде (универсальный скрининг) на выявление  депрессии (MDD или депрессивных расстройств) рекомендуется проводить у  подростков в возрасте от 12 лет и старше ежегодно.

(уровень доказательности: 2, рекомендация: очень сильная)

Рекомендация 2: Пациенты с факторами риска депрессии (наличие в анамнезе депрессивных эпизодов, семейный анамнез, другие психиатрические расстройства, употребление психоактивных веществ, травма, психосоциальная неблагоприятная среда, частые соматические жалобы, предыдущие данные, свидетельствующие о высоком риске депрессии, но  без диагноза депрессии и т.д) должны быть идентифицированы (уровень доказательности: 2, рекомендация: очень сильная) с последующим систематическим мониторингом с использованием формального специального  опросника на выявление  депрессии (целевой скрининг). (уровень доказательности: 2; рекомендация: очень сильная)

Оценка и/или диагностика

Рекомендация 1: Врачи ПЗ должны оценивать состояние как наличие депрессии, если  при формальной оценке при прохождении скрининга (независимо от того, какой используется подход универсальный или целевой скрининг) выявлен положительный результат в сочетании с наличием каких-либо эмоциональных проблем (в качестве ведущей жалобы/объяснения состояния), и/или тех, кто у кого, несмотря на отрицательный результат скрининга, есть данные указывающие на сильную вероятность депрессии. Врачи ПЗ должны оценивать депрессивные симптомы на основе диагностических критериев, установленных в Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5) или Международной классификации болезней, 10-й пересмотр (класс доказательств: 3, рекомендация: очень сильная) и должны использовать стандартизированные критерии для диагностики и оказания помощи при депрессии (если таки подходы они еще не используются в процессе скрининга). (уровень доказательности: 1, рекомендация: очень сильная)

Рекомендация 2: Процесс диагностики депрессии должен включать интервью с пациентами и семьями и/или опекунами,(уровень доказательности: 2, рекомендация: очень сильная) оценку функциональных нарушений в разных областях (уровень доказательности: 1, рекомендация: очень сильная) и других существующих психических нарушений (уровень доказательности: 1, рекомендация: очень сильная). Врач должен помнить о необходимости беседы с подростком наедине.

Начальная тактика ведения пациента с депрессией

Рекомендация 1: Врачи должны консультировать семьи и пациентов по вопросам сути и причин депрессии, возможных  вариантах коррекции и лечения (уровень доказательности: 5, рекомендация: очень сильная). Необходимо также обсудить вопросы (границы) конфиденциальности с подростком и семьей (уровень доказательности: 5, рекомендация: очень сильная).

Рекомендация 2: После соответствующей подготовки  врачи ПЗ должны уметь разрабатывать и применять на практике  составление плана лечения совместно с  пациентами и их семьями (уровень доказательности: 5, рекомендация: очень сильная), уметь устанавливать конкретные цели в ключевых областях функционирования, включая дом, школу, общение с ровесниками. (уровень доказательности: 5, рекомендация: очень сильная)

Рекомендация 3: Все пункты (положения, плана) ведения пациента с депрессией должны включать в себя вопросы обеспечения безопасности, а именно ограничение доступа к  средствам (вещам), которые сопряжены с возможным летальным исходом, вовлечение в процесс коррекции/мониторинга заинтересованной третьей стороны; разработку механизма экстренной связи с врачом, если состояние пациента ухудшится, будут выявляться признаки активного суицидального поведения  или поведения опасного для других или будет иметь место острый кризис, связанный с психосоциальными обстоятельствами, особенно в начальный период лечения, когда проблемы безопасности являются наиболее острыми (уровень доказательности: 3, рекомендация: очень сильная). Создание и разработка плана обеспечения безопасности в домашней среде является одним из важных этапов тактики ведения пациентов с депрессией. 

С рекомендациями по лечению депрессии у подростков вы можете ознакомиться на сайте Энцикломедии.

Нет комментариев

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь

Партнеры

Яндекс.Метрика