АСИ разработало комплекс мер по ликвидации кадрового дефицита в здравоохранении

21.09.2022
12:26
Агентство стратегических инициатив разработало комплекс мер по ликвидации кадрового дефицита в здравоохранении. Пакет предложений включает повышение базовых окладов, расширение программы «Земский доктор (фельдшер)», а также выдачу медработникам жилищных сертификатов.

Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) представила набор рекомендаций по преодолению кадрового дефицита в государственной и муниципальной системах здравоохранения. Предложения содержатся в докладе, направленном в адрес членов комиссии Госсовета и Национальную медицинскую палату (копия есть в распоряжении «МВ»). Часть из них прошли экспертные обсуждения с представителями Минздрава России и могут быть проработаны и внедрены в ближайшие три года, отмечают авторы.

Среди блока предлагаемых изменений: распространение программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер» на населенные пункты численностью до 100 тыс. человек и выдача части их участников жилищных сертификатов на 30 м2 на покупку жилья в любом регионе; введение страхования профессиональной ответственности медработников; увеличение базовой ставки окладов и пересмотр всей системы оплаты труда. Это необходимо, чтобы остановить ежегодный отток медицинских сотрудников из государственного и муниципального секторов здравоохранения, который эксперты АСИ оценили в 86 тыс. человек.

Порядок выплат

В качестве основного механизма для повышения привлекательности медицинской профессии рассматривается увеличение в структуре зарплаты сотрудников госучреждений доли фиксированного оклада (не менее 70%), компенсационных (10%) и стимулирующих выплат (20%). Эта мера должны быть реализована на федеральном уровне. При этом базовый оклад врачей должен составлять не менее 4 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), для прочего медперсонала – не менее 2,5 МРОТ.

Указанные размеры оклада соответствуют зарплатным ожиданиям медработников и могут повысить их мотивацию, полагают авторы инициативы. Необходимый объем финансирования на эти цели оценивается в сумму от 353 млрд руб.

Снижение нагрузки

Рекомендуется ограничение совместительства медработников в государственных и муниципальных ЛПУ — до 0,25 ставки. Оговаривается, что введение данной меры возможно только после устранения кадрового дефицита.

Для снижения нагрузки врача, связанной с заполнением документов, предлагается разрешить медучреждениям наем административного персонала — «секретарей» врачей. Этот пункт может войти в Концепцию подготовки кадров системы здравоохранения до 2030 года. По расчетам авторов инициативы, она обойдется в 35 млрд руб. ежегодно.

Рекомендуется введение страхования ответственности молодых специалистов профессиональными сообществами за счет бюджетных средств в течение трех лет с начала практической деятельности. Для сотрудников госмедучреждений можно разработать программы обязательного страхования. Контроль таких мероприятий предлагается возложить на участников профессиональных медицинских обществ. По расчетам авторов доклада, это потребует ежегодного дополнительного финансирования в размере 9 млрд руб.

Федеральные программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер» предлагается рассматривать не как стимул для окончательного переезда сотрудника, а в качестве вахтового метода для покрытия кадрового дефицита. Проводимые АСИ экспертные интервью с молодыми медработниками показывают, что специалисты готовы без увеличения размера субсидии вступить в программу в случае предоставления жилищного сертификата на покупку недвижимости в регионе проживания. Данное решение может потребовать ежегодного дополнительного финансирования от 60 млрд руб.

В 2020 году в системе здравоохранения России было задействовано 737 тыс. врачей и 1490 тыс. медицинского персонала, при этом совокупный дефицит составлял 6,2%. Средний возраст медицинских кадров равен 40,9 года. Доля медработников в возрасте от 40 лет составляет 50%. В отдельных субъектах доля кадров в возрасте от 48 лет достигает 68%. Средняя занятость медработников составляет 1,4—1,7 ставки, а в ряде регионов достигает двух ставок.

Расходы

По примерным оценкам, для снижения кадрового дефицита в государственной и муниципальной системах здравоохранения в объеме от 25 до 60% необходимо около 460,5 млрд руб. ежегодно. Для реализации всего блока предложенных мер, включая реформирование системы ОМС и пересмотр тарифов, — от 653 млрд руб.

При решении вопроса выделения бюджетных средств целесообразно исходить из понимания важности и крайней необходимости подобных инвестиций в здравоохранение, подчеркивают авторы доклада. Они ссылаются на данные Счетной палаты РФ, согласно которым около 17% населенных пунктов в стране вообще не охвачены медицинской помощью. Анализ территориальных программ госгарантий ряда регионов указывает также на длительность сроков ожидания профильного врача (до 14 дней по ряду специальностей). При этом в каждом третьем случае заболевания наблюдается несвоевременность лечения, снижено качество медицинской помощи согласно международным стандартам в три раза, отмечается в документе.

Председатель Профсоюза работников здравоохранения РФ Анатолий Домников ранее заявлял, что именно размер заработной платы и неурегулированный федеральным законом пакет социальных гарантий крайне негативно сказываются на желании как будущих, так и действующих медицинских специалистов оставаться в отрасли, сообщал «МВ». Формулы начисления оплаты за подработки непрозрачны и непонятны специалисту. При этом Минздрав и Минтруд отложили пилотный проект по внедрению единой отраслевой системы оплаты труда медработников до 2023 года. По оценкам профсоюзных лидеров, отсрочка реформы системы оплаты труда может негативно отразиться на кадровой ситуации в госмедицине.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.